Волгоград Суббота, 18 мая

Единственный в России: история волгоградского скоростного трамвая

Сегодня, 20 октября, в Волгограде после продолжительного перерыва вновь закурсировал по городу наш легендарный скоростной трамвай. Ему, к слову, в ноябре исполнится уже 39 лет и он, кстати, занимает четвертую строчку среди 12 интереснейших городских трамвайных маршрутов мира по версии Forbes. Столь привычный для нас вид транспорта и столь диковинный для приезжих, не просто уникален, но еще и овеян массой интересностей. О которых вы, наверняка, никогда и не слышали. О них-то и поговорим.


Начнем с того, что отцом местного скоростного трамвая (СТ) по праву считают почетного гражданина Волгограда Михаила Федоровича Зозулю (скончался почти три года назад от ковида, причем в годовщину запуска своего главного детища). Именно по его инициативе идее возведения метротрама дали ход.

Михаил Федорович Зозуля. Фото: Волгоградская городская Дума

А началось все еще в 60-е годы. Город быстро восстановился после Великой Отечественной, население тогда составляло порядка 800 тысяч человек, которые расселились вдоль Волги почти на 80 километрах. Решить транспортную проблему могло бы метро, его крайне не хватало, но тогда иметь подземку разрешалось только городам-миллионерам. Вот и пришлось выкручиваться.

Руководивший на тот момент Волгоградским трамвайно-троллейбусным управлением Михаил Федорович, будучи молодым и энергичным, не побоялся предложить Москве обратиться к опыту западных коллег. А именно шведов и норвежцев, которые на тот момент уже вовсю вводили в эксплуатацию в своих крупных городах трамвайные линии с подземными участками. Он даже был отправлен в командировку к скандинавам, чтобы увезти оттуда новые знания. И, собственно, увез. Но это лишь кроха в сложном процессе реализации, который занял почти 20 лет.

Ленин «лично» наблюдал за строительством подземной станции на площади имени себя. Фото: МУП «Метроэлектротранс»

Дело в том, что в Советском Союзе все было типовым, особенно проекты строительства чего-либо. Поэтому возводить новинку — метротрам — приходилось, объединяя техническую документацию на реализацию трамвайной линии и метрополитена. Это был тот еще аттракцион, который тормозил процесс донельзя.

Во-первых, наземные трамваи ездят, как и машины, по правой стороне, и двери у них, соответственно, тоже справа (и платформы для посадки-высадки пассажиров). А в станциях метро все наоборот: платформа посередине и выход на левую сторону. Ну, ничего, решение таки нашли — тоннели скоростного трамвая перекрестили друг над другом (в первой очереди).

Во-вторых, прокладывая маршрут, поняли, что СТ становится не только наземным и подземным, но еще и надземным: станция «Пионерская» была возведена на эстакаде близ Астраханского моста. Ведь пойму Царицы надо было как-то миновать.

Запуск скоростного трамвая осенью 84 года стал настоящей сенсацией. Фото: МУП «Метроэлектротранс»

В-третьих, подземные станции строились как для метро и когда они уже были возведены выяснилось, что обычные «Татры» (чешские трамваи на линии) банально не могут войти в тоннели из-за высоких пантографов (устройств для приема тока на крыше вагонов). Ведь поезда в подземке питаются от контактного рельса, а не «рогами» от нависающей сверху сети. Пришлось колдовать и там, но справились — пантографы научили складываться. А еще внедрили систему, которая не дает составам сталкиваться, если кто-то на линии задержался.

В итоге, 5 ноября 1984 года первые составы помчались по маршруту. СТ соединил четыре района: Тракторозаводский, Краснооктябрьский, Центральный и Ворошиловский (самое его начало). И только спустя 27 лет после этого появилась вторая очередь и маршрут СТ-2, который игнорируя «площадь Чекистов», стал довозить людей уже до Советского района (станция «Ельшанка»), но только от стадиона «Монолит». Там тоже хватало проблем: станции все время подтапливало, а малолетки то и дело воровали лампочки.



В 2018 году линию смогли объединить в одну протяженностью в более 17 километров. Для этого и купили, и выпросили у Москвы вагоны с дверьми по обе стороны. И скоростной трамвай стал ездить от Тракторного завода до Тулака.



На сегодняшний день СТ-2 перевозит десятки миллионов пассажиров за год, имеет 22 действующих станции (по факту 21, так как вышеназванная «площадь Чекистов» выполняет функцию разворотного кольца), пять из которых подземные, одна на эстакаде и остальные обычные трамвайные остановки, которые все равно именуют станциями.



Процесс апгрейда единственного в России метротрама еще в процессе. Но горожане, проехавшиеся 20 октября в СТ, отметили — движение стало более плавным. В планах на ближайшие два года даже есть продление линии до Нижнего поселка ВГТЗ на севере города и «Обувной Фабрики» в Советском районе. Обещают, конечно, давно, но в этот раз, кажется, все должно получиться.

Злата Давыдова

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

скоростной трамвайметротрамСТВолгограддостопримечательности
0
2