Играл с Прилучным и в театрах Москвы: почему актер Вадим Ситников вернулся в Волгоград
Читайте также:
- Как ангельские крылья довели до полиции: Каролина Нгуен о скандале на постройке 1913 года под Волгоградом (20.12.2021 15:40)
- «Меня выгнали с вольной борьбы из-за отсутствия денег на тренировки»: старший тренер сборной России по ММА Гасанали Гасаналиев (20.12.2021 12:39)
- Все началось с ночного клуба «Пиранья»: как волгоградец Алексей Безотосный стал мастером спорта по боулингу (30.11.2021 15:01)
- Как учитель немецкого языка организовала приют с птицами в Волгограде и сама его содержит (29.11.2021 17:21)
- "Семейные разговоры - лучший вид профориентации": основатель педагогической династии ВолгГМУ, профессор Валерий Михальченко (29.11.2021 11:42)
Актёр волгоградского Нового экспериментального театра Вадим Ситников – одна из наиболее ярких персон театрального мира нашего города. Совершенно точно, что в Волгограде есть любители театра, которые независимо от автора пьесы, названия, места постановки, пойдут на спектакль только потому, что в нем одну из ролей будет играть Вадим Ситников. С ним наша сегодняшняя встреча.
– Мы знаем, что вы не коренной волгоградец. Расскажите немного о себе.
– У меня было счастливое советское детство в заполярном Норильске, где я родился в трудовой семье. Папа работал кузнецом на механическом заводе металлургического комбината. Мама тоже работала на комбинате и попробовала много профессий. Там я и прожил вместе с семьей до момента отъезда в Красноярский государственный институт искусств.
– А что подвигло учиться на актёра?
– Да с детства смотрел в сторону сцены. Не знаю, почему так получилось, но еще прежде чем пойти в первый класс, я пошел в наш местный Дворец пионеров имени Гайдара, где был принят в народный ансамбль песни и танца «Школьные годы» (художественный руководитель Т.Н.Михневич). Моя старшая сестра в этом ансамбле уже пела в хоре, а мой двоюродный дядя играл там на аккордеоне. В общем, с малолетства я был подтравлен сценой. Репетиции, «гастроли» – мне все это нравилось. Позже сестренка стала заниматься в народном театре музыкальной комедии при Доме культуры комбината. И, конечно, я попутно стал ходить на её репетиции, премьеры. Параллельно мы частенько с родителями ходили в наш норильский драмтеатр имени Маяковского. Так что это была близкая мне среда с детских лет.
– И других дорог во взрослую жизнь, пожалуй, не было.
– Конечно. Ведь в Красноярск дорожку проложила моя старшая сестра Наталья, что тоже стало «влиянием». У нас пятилетняя разница в возрасте, но получилось так, что мы два года учились в институте вместе. А дело в том, что она сразу после школы не поступила, но чтобы время не терять, пошла в торговое училище, окончила его и снова пошла поступать в институт искусств. Прошла! Поэтому и получилось, что когда я поступил, она была на третьем курсе. После окончания института она поехала в Вологду в местный драмтеатр и так в нём и служит. В прошлом году стала заслуженной артисткой. Горжусь.
– Ну а вам институт давался легко или со сложностями?
– Мне, наверное, было полегче, по проторенной сестрой дорожке. Теоретически уже знал, что к чему и как будет идти обучение. А педагог Наташи по речи – Вера Сергеевна Ловчинская прослушала меня и помогла сделать вступительную программу. А еще мне несказанно повезло, что за год до моего приезда в Красноярск сюда приехал Леонид Владимирович Калиновский, на чей курс я и поступил. Глыба. Потрясающий режиссер, педагог, человек.
Кстати, Вера Сергеевна живет сейчас в Волгограде, но мы как-то ни разу не пересекались…
– Хоть что-то удивило в процессе обучения?
– На первом курсе удивлялся много. Само понимание профессии, в которую собрался. Оказалось-то, не всё так просто, как казалось когда-то в Норильске. Были люди, которые тоже начинали шарахаться, а потом понимать, что это не их призвание, и уходили из института. Были такие, которые дотягивали до диплома, но по этой же причине не шли в профессию. У меня история была такая, что два курса я, скорее, не только учился, но и пытался понять - моё это или нет. И вот с третьего курса я втянулся. И наш дружный и очень творческий курс мне импонировал. Мы выпустили девять с половиной выпускных спектаклей, что редко бывает.
– Многовато. В скольких из них вы были заняты?
– В «Тени» Шварца, класс-концерт «От «А» до «Я», «Полет над гнездом кукушки» Дэйла Вассермана, «Новь» по Тургеневу, «Американская новелла ХХ века» из разных новелл американских авторов и «Закат» по Бабелю.
– Немало! А почему девять с половиной?
– Потому как девочек было много, а «работы» для них мало. Специально для девушек был поставлен один акт пьесы «Дом Бернарды Альбы».
– После института был ли выбор куда пойти служить?
– Да. Пришлось выбирать. Была мысль вернуться домой в Норильск – свой город, хороший театр. Кроме того, пока я еще учился, мне предлагали пойти в Красноярский драмтеатр имени Пушкина и опять же Красноярский ТЮЗ спрашивал: «Не пойдешь ли к нам?». А когда мы сдавали диплом, к нам приезжал Валерий Бакиевич Ахадов – известный режиссер, он к тому времени работал в Магнитогорском драматическом театре. И он там собирал команду под себя, тоже хотел новых экспериментов. И он посмотрел наши работы и несколько ребят, в том числе и меня, пригласил к себе. Честно говоря, туда и засобирался. Но тут мой педагог порекомендовал поехать сюда, в Волгоград, к Отару Джангишерашвили – показать себя. И вот мы с Ириной Борисовной Калиновской и ребятами поехали на показ. В итоге Отар Иванович сказал, чтобы я собирал вещи (остальных не взял) и сюда переезжал. Хотя была еще такая история, что Леонид Калиновский хотел нас выпустить, вернуться в Москву и создать свой театр, собрать своих выпускников разных годов и превратить в настоящую труппу. Конечно, мы мечтали продолжить свою карьеру с любимым педагогом. Мы держали связь, но… Получилось так, что он в Москву вернулся, а в августе его не стало…
– Приехали в Волгоград. Где и как обустроились?
– Первое время жил прямо тут – в театре! Отар Иванович поселил там, в комнатах под крышей. И хотя мы могли передвигаться непосредственно через коридоры театра, руководитель требовал, чтобы мы в одну дверь выходили на улицу и входили в театр со служебного входа. Потом, как и многие из НЭТа, жил в служебной квартире на Тулака.
– Самая первая роль в НЭТе какая была?
– Мой первый здесь сезон открывался премьерой прошлого сезона – спектаклем «Госпожа министерша». Меня туда ввели, и я участвовал в массовых танцевальных сценах. Первая вводная роль у меня была в «Иллюзиях Дон Жуана» на Дона Карлоса. Первая маленькая, но – роль! И когда я вообще пришел, Отар Иванович начинал репетировать «Женитьбу Фигаро». И вот на стенде с назначениями ролей я увидел: Фигаро – Валерий Гурьев / Вадим Ситников; Керубино – Георгий Тополага / Вадим Ситников. Признаться, я даже не рассчитывал на такое. На самой премьере, правда, не сыграл ни того, ни другого. А потом уже поиграл обоих.
А вот первая роль, которую я сыграл прямо на премьере, была в «Горячем сердце» Островского. Сначала я там был занят в массовке. Но за 3-4 дня до премьеры Отар Иванович предложил сыграть молодого героя, простого парня Гаврилу, хотя его репетировал актер Андрей Сычев. Но режиссер нас собрал и сказал Андрею, что Гаврила должен все-таки быть помоложе. Давай Ситникова попробуем. Я так старался все эти дни, чуть голос даже чуть не сорвал. Но сыграл премьеру, а потом эта роль стала моей удачей, успехом. А потом пошло-поехало. И премьерные роли, и вводные.
– Отслужив 12 лет в театре, вы уехали в Москву. Поехали искать славу или просто перемен?
– Несмотря на мою большую занятость в репертуаре здесь, мне хотелось, и было интересно поработать с другими режиссерами. Здесь за все время только два спектакля поставил не Отар Иванович. В этом, безусловно, есть свой плюс – одна команда, ты знаешь стиль, требования. А есть минус – ты один и тот же, мы одни и те же. Подумал, что какой-нибудь другой режиссер может вытянуть из меня то, о чем я и не подозревал. К тому же с детства мечтал сыграть в кино. Из Москвы в кинопродукцию попасть легче. Я еще мечтал о гастролях, киноэкспедициях.
– Быстро нашли себе местечко?
– Связался со своим однокурсником Сергеем Алдониным – сюда в НЭТ мы вместе приезжали на просмотр, но Отар Джангишерашвили его не взял. Сергей уехал в Магнитогорск, успел поработать в Челябинске, окончить потом режиссерские курсы Марка Захарова и уже в Москве ставил свои спектакли. В тот момент в Театре имени Станиславского шел его спектакль «Мастер и Маргарита». И он меня ввел на роль Мастера. Потом он начал ставить «Стакан воды» и я сыграл там.
– А до кинолент дело дошло?
– Потихоньку стал сниматься в маленьких ролях, рекламных роликах, в короткометражках, сотрудничал с «Театром Доброй сказки». Поучаствовал во многих проектах, фестивалях. Покатался по стране до самого Хабаровска. Потом Алдонин стал главным режиссером Театра им. Булгакова и я пошел туда.
– Ну а до серьезного кинематографа добрались?
– Не случилось. Работ в разном кино под 6 десятков, но квартиру в Москве я не купил (улыбается). Но я не жалею об этом периоде.
– Ну а что хотя бы оставило самый замечательный след в душе?
– То, что играл вместе с людьми, которых с детства видел только по телевизору. Съемки в Хорватии, гастроли в Испании. Много чего можно вспомнить с удовольствием.
– А трудовая книжка где была пристроена всё это время?
– А вот тут проблемка. Нигде. И получается, что у меня огромный пробел в трудовом стаже.
– Это как?
– Вот по молодости своей не думал об этом.
– А вернуться-то что заставило?
– Желание жилищной и финансовой стабильности. В Москве всё по съемным квартирам. А возраст уже не тот, не до авангардизма. Тут еще и пандемия накрыла, и там сидеть было совсем плохо. А я еще чуть раньше приезжал – в декабре 2017-го. Встретились с Отаром Ивановичем после долгого перерыва посидели, поговорили, вспомнили хорошее прошлое. Он пригласил на 400-й показ «Ромео и Джульетты» в феврале. Я приехал и впервые в жизни смотрел этот спектакль из зала. А 6-го марта его не стало… Вернуться в НЭТ мне предложили друзья-коллеги Игорь Мазур и Виталий Мелешников, уже после смерти Отара Ивановича. Я решился легко.
– Сейчас вы параллельно играете еще в Молодежном театре. Как так происходит? Это от малой занятости в НЭТе или какие-то другие причины?
– Ну, после того, как в 18-м году я вернулся в НЭТ, занятость тут была низкая. А «молодёжкой» тогда еще руководил Владимир Бондаренко, с которым мы знакомы очень много лет. Всегда были в хороших дружеских отношениях. Он в Москве ко мне в гости заходил… А там как раз Дима Матыкин уехал в Москву на обучение, и Владимир Владимирович предложил мне ввестись в спектакль «Еще один Джексон моей жены». Потом еще театру надо было ехать на фестиваль в Ялту с «Чайкой», а Володя Захаров ну никак не мог. Бондаренко вновь мне предложил, и снова я согласился. Так моя дружба с Молодежным театром и началась.
– Но сейчас-то у вас с занятостью в НЭТе всё в порядке. Как удается совмещать?
– После того, как НЭТ составит свой план, смотрим, как можно составить на основании этого план в Молодежном, чтобы интересы не совпадали. Но в любом случае, как говорится, «право первой ночи» у НЭТа.
– Есть актеры, которые готовы сыграть кого угодно. Последних тварей, предателей, убийц, маньяков. У вас с этим как? На всё готовы?
– Нет. Прямо всё-всё я не смогу. Было у меня в Москве предложение сыграть одну тварину, которая изнасиловала свою падчерицу, а потом еще и родную дочь. Но я не смогу сыграть настолько мерзкого ублюдка, которого никогда никто не сможет понять. Я отказался. А то, что жизнью можно объяснить – можно и сыграть.
– Есть у вас хобби, которому уделяете свободное время?
– Чего нет, того нет. Марки и открытки я не собираю, пивные бокалы тоже. Как-то бог меня этим не наградил. Наверное, хобби можно назвать – чтение. Что-что, а читать я люблю.
– Политикой интересуетесь?
– Вся наша жизнь – политика. Новости смотришь и понимаешь, что всё, что вокруг происходит – политика. Но вот чтобы «топить» за какую-то партию – этого нет.
– Как вы относитесь к тому, что современная драматургия зачастую использует ненормативную лексику? Некоторые даже элементарное слово «ж…» не выносят.
– Ну безусловно, если это используется похабно и не к месту – хочется пойти помыть руки. Но мы тоже понимаем, что современное поколение говорит и использует разные словечки. Когда это попадает в точку – это одно. Мы же не школяры, мы взрослые люди. В конце концов, если тебе не нравится – ты не идешь и это не смотришь. А чтобы не злиться с запозданием, надо посмотреть на какого режиссера вы идете, на какую пьесу. Надо понимать, чего ожидать. В наш век информации это не так сложно найти.
– В этом году вышел фильм «Призрак» с Павлом Прилучным в главной роли. В титрах ваше имя. Расскажете о роли?
– Снимался он уже давно. Вышел только сейчас. Но говорить не о чем. Малюсенькая роль врача. На мой взгляд, это внимания не достойно.
БЛОКНОТ-СПРАВКА
Вадим СИТНИКОВ
Родился 28 ноября 1970 года в Норильске.
Образование высшее: Красноярский государственный институт искусств, курс Л.В.Калиновского (1992).
Театральная карьера
1992-2004 – актёр НЭТ (Волгоград).
Принимал участие в спектаклях творческого объединения «ТеатриК».
2004-2013 гг. сотрудничал с московским драматическим театром им. Станиславского (ныне Электротеатр «Станиславский»).
2011 занят в спектаклях московского театра им. Булгакова (Музей-театр «Булгаковский дом»).
2017-2018 – актёр камерного театра «Диалог» под руководством Р. Ибрагимова.
С 2018 – актёр НЭТ (Волгоград). С 2019 года занят в спектаклях Молодежного театра Волгограда.
Около 60 работ в кино, телефильмах и сериалах.
Награда:
2003 – Почетный знак «За достижения в культуре».
Фото предоставлены Вадимом Ситниковым.
Беседовал Сергей Алексеев