Волгоград Понедельник, 17 июня

Как выживали в жару в СССР: вспоминаем проверенные способы южан

Волгоградцы сегодня не перестают жаловаться на автобусы и троллейбусы с неработающими кондиционерами, требуя от чиновников немедленно прекратить пытки в духовках на колесах. Мы задались вопросом — а как же ездили волгоградцы в жару в советское время, когда кондиционеры считались настоящим буржуазным излишеством. Обвинять во всех бедах тогда можно было разве только что погоду и господа бога. 


Нашим царицынским предкам досталось сполна, им пришлось переживать жару и похуже — отметки 35-40 градусов. Исторически климат в Царицынском уезде — степной континентальный, во всей Саратовской губернии здесь было теплее и суше всего. Ситуацию усугубляло практически полное отсутствие природных лесов, централизованного водопровода, дожди начинали радовать только лишь к осени. Лето длилось фактически столько же, сколько и зима — 131 день. Царицане выживали в условиях города с палящим солнцем и полным отсутствием тени. Весь этот кошмар начинался в первых числах мая и заканчивался только к сентябрю. Все эти факты не смог не заметить писатель Алесей Толстой, который назвал Царицын «дрянным, голым и пыльным городом, стоящим на голых, выжженных солнцем, холмах». А спасались от этого просто — купались в Волге, прибрежная зона которой не была застроена так, как сейчас. С зимы запасались льдом, замораживая волжскую воду, огромные кубы несли в погреб. Летом лед доставали и наслаждались желанной прохладой. Впрочем, когда становилось совсем тягостно, царицане спускались в цокольный этаж, а ставни в домах держали закрытыми до самого вечера. Принципиально климат за минувшие 110 лет в нашем местности не поменялся, просто условия жизни стали несколько комфортнее, а проблемы остались все те же, рассказывал ранее климатолог Анатолий Судаков...



Вернемся в эпоху СССР, от которой мы заговорили в самом начале. Автобусного кондиционирования в те годы не могло быть и в помине. Возможно, про кондиционеры знали, но где его достать? В Советском Союзе даже думать запрещали о такой непозволительной буржуазной роскоши, как сплит-система. Если ты простой советский человек — терпи, не думай о собственном комфорте, это делает тебя слишком изнеженным! Тема с кондиционированием вплоть до 1955 года оставалась под негласным запретом. В 1940-м журнал «Отопление и вентиляция» попытался рассказать населению, что есть такое чудо, как охлаждение воздуха. Но ряд материалов подвергся жесткой критике, как вы понимаете, за пропаганду буржуазии.



Так выглядел транспорт в Волгограде во времена запретов на разговоры про кондиционеры - 1954 год

Наша страна кардинально пересмотрела свои взгляды на кондиционеры лишь в 70-е. В Баку освоили производство продукции известной японской фирмы. Так стали появляться бытовые кондиционеры. Это была настоящая домашняя революция. Но, опять же, не для всех. А до этого предприимчивые волгоградцы лепили на окна фольгу, которая отражала солнечные лучи или обои на стекла, чтобы те в квартиру пропускали меньше жара и создавали полумрак. Фольга, естественно, была дороже. Еще хранили бутылки с ледяным компотом в морозилках. На какое-то время все это спасало. В деревнях купались по нескольку раз в день, поливали дорожки из шлангов и так далее. Казалось бы, южане наконец-то получили хоть какую-то возможность охлаждаться дома. И в Баку стали делать первые советские сплит-системы с внутренним блоком напольного типа, но объемы выпуска были ничтожно малы. 


1970-е...кондиционеры только-только приходят в квартиры


Время, когда в общественном транспорте не знали, что такое кондиционер 

Первыми автомобилями, получивший заветные кондиционеры, стали исключительно правительственные авто. Первопроходцем в этом деле называют шикарнейший по тем меркам ЗИЛ-111А — советский легковой автомобиль высшего и представительского класса. В серийное производство машины были запущены только лишь в 1959-м году. Его оснастили кондиционером советского изобретения. Как мы понимаем, до кондиционеров в автобусах тут было, как до Шанхая пешком. Еще один советский представительский легковой автомобиль большого класса ГАЗ-14 «Чайка», выпущенный в 1977 году, получил заграничную систему охлаждения. Простой обыватель-покупатель увидел массово кондиционер в отечественных авто только лишь после распада СССР! Первой моделью марки Lada с заводским охлаждением стала Priora, выпущенная аж в 2007 году.



Конец 70-х

Что касается транспорта без кондиционеров и как в нем волгоградцы спасались в жару, сейчас можно рассмотреть на архивных снимках. Мы специально отобрали летние кадры, сделанные в Волгограде. В глаза бросается в первую нехитрая система, по которой были сконструированы советские автобусы, троллейбусы и трамваи к 80-м годам. В жару здесь распахивались абсолютно все форточки, которые имелись в салоне, а такая была рядом с каждым пассажирским сиденьем. Дополнительный сквозняк явно создавали люки на крыше. Их было несколько с большими тяжелыми крышками.

Вы только посмотрите на это фото, сделанное в июле 1988-го года. Советский автобус Ikarus остановился недалеко от вокзала — все широкие окна-форточки, какие можно было открыть, открыты. Рядом с водительским местом особая зона притенения сверху. Говорят, что ранее Ikarus поставлялись в Волгоград из Сочи. То есть, скорее, уже знали и понимали, что машина в Волгограде будет востребована. 


За 8 лет до этого кадра был сделан цветной снимок рядом с Тракторным заводом. По проспекту едет троллейбус марки ЗиУ-682Б. И здесь все окна — настежь.



Июнь 1982-года. Молодая красивая женщина переходит дорогу с коляской. А рядом стоит трамвай Tatra T3SU. Обратите внимание на окна. Сегодня этот вагон больше не эксплуатируется для перевозки пассажиров.



Есть фото с общественным транспортом, который возил волгоградцев и с более ранней датировкой. Вот, например, май 1978. На кадре желтый красавец ЗиУ-5Д. Посмотрите, сколько окон рядом с каждым пассажирским сиденьем и снова обратите внимание на их высоту!



Все тот же 1978 год — на тот момент новый троллейбус ЗиУ-682Б (построен в 1975-м) проносится рядом с Домом Быта, сегодня — остановка «Торговый центр». Открытые окна-форточки затенены аккуратными маленькими шторками. Невооруженным глазом видно, что транспорт забит людьми. Сейчас шторки можно заметить разве только что в экскурсионных автобусах или на тех, которые едут в область. 


Август 1979-го — лето еще не закончилось. Рядом с остановкой Мамаев курган едет полный троллейбус. В конце салона чья-то рука облокотилась на поручень. И опять ни одного закрытого окна. Любопытно, что этот троллейбус до сих пор перевозит волгоградцев.



В 70-е годы волгоградцы все также продолжали спасаться естественным сквозняком, который возникает при движение. Об этом наглядно говорит трамвай, остановившийся на остановке «Центральный рынок». Каждый сидящий пассажир  наслаждается индивидуальным открытым окном. Не мудрено, что при такой конструкции воздух действительно начинает свободно гулять по салону.



Промышленные волнения давно позади, кондиционер — давно не роскошь, а самый обычный бытовой прибор и жизненная необходимость. Но в современном транспорте эта система так стабильно не заработала. Поэтому именно сейчас волгоградцы вспоминают о своих поездках в советском транспорте с безотказной схемой с ветерком с огромной долей ностальгии. Жители исторически самого засушливого города уверены, что их в самые тяжелые времена спасали удачные конструкции машин с правильно продуманными окнами, повсеместное отсутствие кондиционеров и огромное количество точек продаж с мороженым, водой на остановках. Впрочем, остаются и те, кто говорит, что в переполненных салонах точно также обливались потом и просто ждали, когда закончится сезон.


— Были большие, сдвижные, а не откидные форточки и большие люки на крыше. Троллейбусы и автобусы в жару на скорости хорошо проветривало. Плюс мало было кондёров, люди адаптировались к жаре. Было много киосков и отделов продаж мороженого, соков на розлив, минералки и так далее. Было много тени от деревьев, работали фонтаны в городе. Были пляжи, где люди после работы остывали. Ночью на улицах было тихо, поэтому открывали окна. Да, было тяжело, но власти заботились о досуге советских людей!

— Транспорт был адаптированный. Форточки большие, все открывались. Сейчас автобусы — просто крематорий. Малюсенькие форточки, штуки четыре на весь автобус. Да и жары такой не было. Вот +36 градусов помню, больше +40 градусов не помню, чтобы было.



В эпоху кондиционеров форточек стало значительно меньше? Где они?

— Никак не спасались. Помню, едешь в троллейбусе, по телу пот струится, на сиденье садится нельзя было. Встанешь — вся юбка мокрая, стыдно. Ночью спать невозможно было, простынь мочили водой, выкручивали и ложились спать. Через два часа уже сухая была. На работе маленький вентилятор, пот течет. И это в бухгалтерии, что говорить про горячие цеха. Это сейчас все, как в раю, кондиционеры. А тогда просто ждали окончания лета. Ничего, все выжили.

— Проветривание было другое. Конструктивно другие окна были.

Немало значили и советские остановки, человек не успевал перегреваться.

— Раньше на каждой остановке можно было воду купить. И остановки были нормальные, от солнца спасали.




Форточки уступили место кондиционерам

— Да, выживали и никому не жаловались, только если господу богу. Да и вода почти на каждом углу и мороженое. А сейчас этого и в помине нет.

Но были и исключения из правил.

— Раньше автобус ждали минут сорок-час. Выживали только сильнейшие. Тем, кто выжил, автобус с открытыми форточками уже не казался жарким.

— Согласна, разнежился народ, разнылся. В совке не ныли. Прекрасно помню, как с 05:00 утра занимали очередь на автобус на дачу, который отходил в 07:00 утра, где просто невозможно дышать было, битком набит, и форточки были такие же мелкие и ничего не продувалось. Но ничего, ездили каждые выходные, на дачу-кормилицу.

Может, нашим чиновникам действительно стоит вспомнить хотя бы немного волгоградское прошлое, без кондиционеров?

Больше интересных новостей о жизни Волгограда — в нашем телеграм-канале. Подпишись и ничего не пропустишь!

Ирина Рассказова

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Волгоград: тогда и сейчас   
Волгограджарастарый общественный транспорт Волгоградакак раньше выживали в жару в Волгограденовости Волгоградаработа кондиционеров в общественном транспорте Волгоград
1
3