Волгоград Среда, 11 декабря
Политика, 04.06.2017 15:00

Мемуары писать не буду, – Николай Максюта

Сегодня гостем рубрики «Лица города» стал Николай Кириллович Максюта, человек, с именем которого связаны самые переломные моменты в истории региона. На протяжении 13 лет он был губернатором Волгоградской области. 

На этот период пришлись лихие 90-е, развал и приватизация, реформы и перестройка, взрывы жилых домов и война на Кавказе. Несколько дней назад, 26 мая, Николай Кириллович отметил свое 70-летие. Редакция «Блокнота Волгограда» попросила его ответить на несколько вопросов. Юбиляр с удовольствием согласился.

- Николай Кириллович, прошел уже достаточно большой срок с того момента, когда вы сложили полномочия губернатора. Наверняка много думали о том периоде своей жизни. Вот сейчас, по прошествии лет, что бы вы изменили? Или наоборот, ничего бы не меняли в своей губернаторской деятельности?

- Вы знаете, сложно сказать. Ведь бывало всякое, о чем-то не хочется вспоминать. Например, о том, как мать из Палласовки повесила своих детей, потому что кушать нечего было. Зарплату тогда люди годами не получали, экономика разваливалась. Если честно, вот это я даже вспоминать не хочу. Но мы тогда сумели стабилизировать ситуацию в регионе. Я помню, собрал нас, губернаторов областей Поволжья , Борис Николаевич Ельцин, поблагодарил, что сумели остановить падение в экономике, удержать ситуацию в социальной сфере.

Конечно, много сделано за эти годы. Обидно, конечно, что мы больницы строили, а сейчас их закрывают, оказывается, не нужны. Надо было сделать как-то так, чтобы сохранить больницы и ФАПы. И самое главное, я думаю, что мне и моим коллегам по работе в администрации региона надо было больше внимания уделять вопросам воспитания молодежи. Вот в нашем техническом университете спрашиваю, сколько закончило бакалавров и сколько из них пошли в магистратуру. Оказывается, из тысячи выпускников, только 100. Почему, спрашиваю? А потому что из 100 магистров только 25 смогли найти работу. А куда им идти? Предприятия закрылись, экономика региона переживает упадок. Молодежь становится агрессивной. Молодёжь это спичка, а кто ею чиркнет…

- Николай Кириллович, отсюда и вопрос: а почему закрылись предприятия? В бытность вашу губернатором я не помню случая закрытия крупного промышленного предприятия. Да, сократил производство тракторный завод, но он работал. Судостроительный, Химпром, алюминиевый, все работало. Так почему сейчас предприятия закрываются?

- Промышленному комплексу нужно помогать. Судостроительный завод должен был закрыться еще в 1993- 95 годах. Мы удержались, потому что я не пошел по пути приватизации по 1-й форме, а по 2-й, это когда всем раздали акции, как народное предприятия, тем самым, не дали проходимцам распилить завод на металл или пустить на перепродажу. Потом уже, когда я был губернатором, мы убедили ЛУКОЙЛ разместить заказ на 100 танкеров именно на Волгоградском судостроительном заводе. Со временем на заводе дела шли все хуже и хуже. Руководство завода решило найти хорошего инвестора, взяли и продали завод Бендукидзе (Каха Бендукидзе, российский олигарх, затем министр экономики Грузии – ред.), а он взял и ушел к Саакашвили. Завод продал, те продали другим, третьим… ЛУКОЙЛу последние 10 судов сдали, и в 1999 году завод встал. Сначала один цех закрыли, потом еще и еще. Из 10 000 рабочих осталось 350. Вина за то, что произошло, целиком на руководстве завода.

Тракторный завод - это гигант. Мы в свое время, когда строили партнерские отношения с Белоруссией, разрабатывали вариант, когда белорусские коллеги, вместе с волгоградскими, занимались бы производством тракторов. С Лукашенко договорились, но не пошло.

История с Волгоградским заводом буровой техники странная. Я в свое время договаривался с крупными кампаниями, такими как ЛУКОЙЛ, "Газпром", о размещении заказов на этом предприятии. Потом кто - то пустил слух, что выпускаемые ими буровые установки некачественные, хотя они получили американскую лицензию на изготовление. Слуху стали верить, а ошибки руководства завода привели к тому, что он сейчас стоит.

Если говорить об алюминиевом заводе, тот ту целиком вина бывшего губернатора Боженова. Потому что мы в свое время, совместно с Дерипаска, договаривались с правительством о том, чтобы предприятие получило льготную цену на электроэнергию. Мы тогда договорились с правительством и энергетиками, что в течение 5 лет льгота будет действовать. 5 лет завод развивался, срок льготы закончился, Дерипаска приехал сюда. Его не встретили, не поговорили, он развернулся и уехал. А завод закрыл. Надо было вместе с ним в правительство ехать, договариваться продлить договор. Сейчас, я знаю, начинают понемногу возобновлять производство, но как это будет… Посмотрим. Я так скажу: власть должна иметь четкую программу, с прогнозами, планами, с перспективами развития отраслей экономики. Мы в свое время создали такую программу до 2025 г., я сейчас не знаю, где она.

- Знаю, что вы много времени проводите за рулем. Как вам дороги в городе-герое?

- Ну, сейчас более-менее, по центру особенно. Я считаю, нужно четко отслеживать качество работы дорожников. Еду в Красноармейский район, смотрю, опять колея появилась. Как так, на дорогу же только что положили новый асфальт? Конечно, дороги неважнецкие, потому что в свое время,   2009-11 годы, в дорожном фонде, фактически, не было средств. Мы дороги строили за счет средств, которые выделяла федерация. За счет собственных средств тоже строили, но денег было мало, потому и темпы не высокие. И нужно внимательно посмотреть вопрос ценообразования. Мы строили дорогу с Быковского района на Палласовку, около 70 километров, тогда дорога стоила около 4 миллионов за километр, сейчас километр стоит уже 12 миллионов. Это немало. Здесь смотреть надо в корень, на ценовую политику. Кто эту ценовую политику формирует, исходя из каких затрат? Сейчас много денег на дороги выделяют, Волгоградской области несколько миллиардов дают. Нужно только этими деньгами по - хозяйски распорядиться.

- Сейчас многие региональные политики увлеклись написанием мемуаров, вы не собираетесь?

- У меня есть книга «Рубеж», она не мемуарная, но там обо мне много написано. А отвечая на ваш вопрос о мемуарах, пожалуй - нет, не буду писать. Не хочу. Потому что , во-первых, нужно время, а во-вторых, чтобы эта книга востребованной была. Вот написал я книгу «Дорогу осилит идущий», в ней подробно рассматриваются вопросы территориального местного самоуправления. Это книга востребована и интересна людям, поскольку в ней изучены все проблемные вопросы, начиная от момента появления территориального местного самоуправления. Кто - то возьмет эту книжку, посмотрит, почерпнет для себя нужное. Вот эта книга в памяти останется, а мемуары  зачем?

- Не так давно президент России раскритиковал чиновников за пристрастие к научным званиям и титулам. У вас в администрации тоже было немало «ученых». Сами почему не стали профессором?

-У меня часто спрашивали, а почему все ваши заместители - доктора наук, профессора, а вы нет? Я посмотрел, как эти товарищи стали докторами, и решил не защищаться. Дело в том, что кандидатскую я писал, она у меня есть, я даже предзащиту прошел в Волгоградском государственном университете, у Иншакова, а потом, когда узнал про своих коллег, ну, стыдно стало защищаться.

- Какая тема кандидатской была?

- О местном самоуправлении.

- Всем известно, что вы отчаянный курильщик. Максюта и сигареты это были две неразделимые части. Как сейчас обстоят дела? По - прежнему курите?

- Сейчас очень редко курю. Если в компании друзей сидим, ну, могу покурить. Но это очень редко. В моем возрасте уже нужно выбирать: сигарета или здоровье.

- Вы всегда очень трепетно относились к своей семье. О ваших теплых отношениях с супругой говорили, как об образце влюбленности…

- К жене у меня отношение очень бережное, потому что она скрепляла нашу семью, занималась воспитанием детей. Мне заниматься сыном и дочерью было некогда, времени очень мало. То я начальником цеха работал, то директором завода, то губернатором. Тем более время было сложное: перестройка, бардак. Сейчас я с удовольствием занимаюсь внучками. Внучки у меня очень хорошие, я ими горжусь. Старшая моя внучка, Анюта, на днях закончила магистратуру в МГИМО (Московский институт международных отношений - ред.). Другая внучка, Настя, недавно выступала на конкурсе в Австрии, победила. Сейчас у нее очень напряженный период, она сдает экзамены в Центральной музыкальной школе, она же и общеобразовательная. Там нет ЕГЭ, а 14 экзаменов, 6 общеобразовательных, остальные по музыкальной специальности. Короче говоря, она сейчас работает день и ночь. Ее приглашают, ее знают. Вот недавно она участвовала в праздничном концерте ко Дню Победы в концертном зале Московской консерватории. Полине у нас 9 лет, она поет, немножко уже играет на музыкальных инструментах. А Даша, ей 4 года, это веселый, жизнерадостный человечек, но уже занимается танцами.

- Вашу внучку Анастасию Максюта знает уже вся страна, многих восхищает эта юная пианистка. Откуда в вашей семье такая музыкальность?

- У меня в семье сестры мои, мама пели. Сын Кирилл играет почти на всех инструментах, у него абсолютный музыкальный слух. Хотя он по профессии математик, закончил наш Волгоградский университет. Дочь Елена - кандидат наук, она психолог. Так что музыкальность, скорее всего, передалась внучкам от меня (смеется).

- Украинские корни дают о себе знать?

- Они самые, украинские корни (смеется). Хотя вы знаете, я иногда ночью проснусь и думаю. Как же так, там мама похоронена в Черкассах, отец в Захаровке, где я родился, сестры там похоронены, а я не могу приехать на Украину, поклониться могилам. Когда был членом Совета Федерации, меня и моих коллег Украина внесла в черный список. Так нельзя. Самое страшное, что те немногие мои родственники, с кем я разговариваю по телефону, начинают бояться. Вчера вот только разговаривал с племянником, наверное, прекратят со мной связь. Некоторые уже не звонят. Боятся, мне кажется. Это очень страшно.

- Жизнь российского пенсионера трудно представить без рыбалки. Но вы к тому же страстный охотник. Не изменили своему хобби?

- Что вы. Тут мой товарищ, у него охотничье хозяйство, сказал: «Николай Кириллович, больше тебя не буду приглашать». История такая, была охота на кабанов, нас, охотников, было 15 человек. Они никого не подстрелили, ну а я только успевал ружье перезаряжать. Опыт и охотничье везение. Что касается рыбалки, то я люблю спокойную рыбалку, на поплавок. Чтобы думать и смотреть…

В заключение хотелось бы еще раз от имени читателей «Блокнота Волгограда» поздравить Николая Кирилловича Максюту с 70-летием. Здоровья, счастья, успехов!



Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Лица города  
Лица ГородаНиколай МаксютаВолгоградгубернаторВолгоградская область
0
0