Краеведческий музей,
11.12.2023 17:28
Не очередь и не концерт: удивительное событие собирало гигантские толпы в СССР в Волгограде
Читайте также:
- Спецвагонами в Москву отправили более 600 юных волгоградцев (11.12.2023 17:10)
- Одна из лучших людей России требует закрыть завод под окнами волгоградской многодетной семьи (11.12.2023 16:05)
- Опасающиеся за свои жизни жители Волгограда обратились к Путину (11.12.2023 12:03)
- Рейды в декабре проведет Госавтоинспекция в Волгограде — расписание (11.12.2023 12:20)
- Крупный провал в асфальте прикрыли дверью в Волгограде (11.12.2023 11:47)
То, что представлял из себя общественный транспорт в эпоху СССР Волгограде, мы писали в отдельной публикации - трамваи, троллейбусы, и даже автобусы. В этот раз расскажем и покажем, как волгоградцы в советские годы и накануне нулевых демонстрировали неподдельное счастье, когда открывалась очередная новая линия троллейбусного или трамвайного маршрута. Людей звали смотреть на то, как перерезается заветная ленточка, и новая машина отправляется в путь...
Открытие нового маршрута в советском Волгограде, судя по сохранившимся архивным снимкам, было большим событием для города. Отдельным мероприятием. На их фоне было принято фотографироваться огромной толпой, взрослые брали с собой детей, перед новеньким транспортом обязательно перерезали красную ленточку, и народ просто радовался.
Вот по-настоящему раритетное фото из музея МУП «Метроэлектротранс» ныне не существующего троллейбусного маршрута №18, который после закрытия на протяжении долгих лет безуспешно пытались вернуть на дороги Кировского района местные жители и активисты. В октябре этого года чиновники наконец услышали волгоградцев – тайно запустили маршрут современного электробуса №15, а с 1 декабря отправили несбывшуюся мечту общественников о восстановлении рогатого до главного вокзала города. В 1999 году этот троллейбусный маршрут №18 от улицы Тополевой до Госуниверситета открывали с помпой. На историческом кадре навсегда запечатлели радостные лица волгоградцев в модных головных уборах того периода (вероятно, открытие проходило весной) и алую ленточку, которую вот-вот перережут, это будет означать, что в городе состоялось открытие еще одной важной троллейбусной линии.
Кстати, главный на этом кадре, конечно же, троллейбус модели ЗиУ-682Г Г0Е. Построен он был в 1999 году, а сентябре 2013 года героя фотографии списали в утиль. Кто-то до сих пор гордится тем, что в городе смогли отстроить и подарить новый маршрут людям после «лихих 90-х». Третьи говорят, что это было сделано к выборам.
Другое впечатляюще фото также было сделано в Кировском районе Волгограда, но на открытии троллейбусного маршрута под №17. Открытие маршрута на коротком промежутке "Тополевая - Закавказская" собрало небывалое количество взрослых самых разных возрастов и ребятишек. Здесь яблоку негде упасть! Сегодня можно было бы предположить, что люди пришли на какой-то концерт или по раздаче чего-то бесплатного. Но нет, это в сентябре 1999 волгоградцы опять стали свидетелями не чуда, а открытия нового маршрута.
На снимке и этот «рогатый», как и его «коллега» с предыдущего фото, уже стоит посреди дороги, видно, что внутри стоят и сидят люди. Этот все тот же пассажирский транспорт модели ЗиУ-682Г Г0Е. Стоит отметить, что сейчас данный троллейбус где-то бороздит просторы волгоградских дорог. Последний крупный ремонт он прошел буквально в январе прошлого года. За последние десять лет его подлатывали, как минимум, пять раз.
Возможно, традиция собираться толпами на открытие того или иного маршрута взяла начало в Волгограде с далёких советских времен. В музее МУП хранится другой уникальный черно-белый снимок из советского прошлого Волгограда. На дворе ноябрь 1977 года. Люди опять толпятся на улице их взгляды устремлены на то, как представительный мужчина в шляпе, а рядом с ним такая же модно одетая женщина, с полями перерезают заветную ленточку. Миг, и маршрут открылся.
Рядом опять он – троллейбус с приветственным плакатом впереди. Это был маршрут №7, который запустили на тот момент от центра до улицы Хорошева. Сейчас эта линии жива и здравствует. Троллейбусы перевозят волгоградцев через Дзержинский район и центр города, заканчивая свой путь недалеко от библиотеки имени Горького.
Волгоградцы уже не помнят, что на СХИ, когда была открыт целый трамвайный маршрут под №5. На фото отлично читается названи «Гродненская – СХИ». Снимок был сделан примерно с 1965 по 1967 год. Опять новый вагон обступили со всех сторон, все любуются транспортным чудом, женщины и мужчины улыбаются и что-то весело обсуждают друг с другом. Предположительно, на фото среди толпы находится главный инженер предприятия Константин Ковалев. По словам старожилов, улица Гродненская ранее находилась в одном квартале от нынешней Радомской, а трамвайное кольцо - в непосредственной близости у Аграрного университета. Потом его убрали до Петровзавода, трамвай из центра некоторое время заходил на это кольцо. Ну а после его решили навсегда демонтировать.
На этой фотографии все же не открытие новой линии, но зато видно насколько советские волгоградцы были безумно рады десятитысячному трамвайному вагону. Волгоградцы встали в полукруг прямо на трамвайном кольце и сделали памятную фотокарточку. Известно, что это был чехословацкий вагон Tatra, новенький «десятысячник» в СССР привезли именно в Волгоград. Построили его в 1982 году. В 2016 году данный вагон смог пройти ремонт, сейчас по назначению не используется. Напомним, что местные чиновники на будущий год задумали массово избавиться от старых трамвайных вагонов в Волгограде.
В целом, волгоградцы в советские годы очень почему-то любили фотографироваться на фоне общественного транспорта. На данном снимке собралась группа дружинников-инспекторов службы движения. Молодые женщины позируют на фоне одностороннего моторного вагона образца 1962 года Gotha T2-62. Такой ходил в нашем советском городе по маршруту №10.
На другом – молодой водитель выглядывает прямо из кабины троллейбуса ЗиУ-5 по маршруту №1 – «Вокзал – Школа интернат №4. Это не простой троллейбус, впоследствии он был переименован и передан в пределах города. Но и это не все. Обратите внимание на бортовой номер. Машину изготовили сверх плана. Это 5000-й троллейбус-подарок Энгельских троллейбусостроителей трудящимся Волгограда по случаю 50-летнего юбилея трамвайно-троллейбусной службы.
Женщины-водители аналогично не стеснялись позировать на фоне своих «рабочих мест». На этом историческом фото водитель трамвая Клавдия Каменева, примерно, 1970 год. Сегодня двухдверная Tatra списана.
Сейчас открытие новых маршрутов в городе уже не собирает огромного количества волгоградцев – будущих пассажиров. Да и горожан, судя по всему, уже никто никуда не зовет, ленточки мы тоже больше не перерезаем. Традиция радоваться новенькому общественному транспорту, кажется, ушла в очень далекое прошлое и превратилась лишь в отчетность для чиновников и скромные фотосессии для масштабности.
Последнее время массовое скопление машин, когда они поступают в Волгоград, жители могут видеть на нижней террасе набережной. После чего транспорт отправляют по маршрутам. Знаменитые ломающиеся в дороге Volgabus и вовсе поступали на городские маршруты перед ЧМ-2018 безо всякой дополнительной демонстрации. Транспорт смог прослужить 7 лет.
Ирина Рассказова
Архивные фото - музей «МУП Метроэлектротранс», сайт Городской электротранспорт, ТрансФото
Новости на Блoкнoт-Волгоград