Рабское трудоустройство женщин вскрылось в Волгограде: «Таскали столько, что спины потели»
Фото: коллаж «Блокнот Волгоград"
Читайте также:
- Формулу приближения сроков капремонта вывели волгоградские депутаты (30.05.2024 15:37)
- Долговые платежные документы: кто и когда их получает (10.06.2024 11:26)
- Бумаги уходят в прошлое! Заявления в электронной форме – это быстро, доступно, удобно! (03.06.2024 12:00)
- Газ, электричество и вода подорожают в Волгограде с 1 июля (30.05.2024 13:00)
- Новое здание арбитражного суда и перспективу набережной в Ворошиловском районе показали волгоградцам (30.05.2024 06:54)
В редакцию «Блокнот» обратилась еще одна пострадавшая, как она утверждает, в результате рабского трудоустройства от клининговой компании, набиравшей сотрудников на работу в крупный вуз в Волгограде. Татьяна, как и прошлая героиня нашей публикации Алла, согласилась подработать в гардеробе. Свои обязанности с ноября прошлого года и по апрель выполняла в корпусе медуниверситета на Рокоссовского. А еще нам удалось связаться с менеджером Марией, про которую не перестают говорить пострадавшие. Сама женщина уверяет, что тоже осталась без денег за кураторство.
Татьяне 70, женщине, которая была вынуждена переехать в Волгоград, очень хотелось помочь своей дочери, она одна растит двоих несовершеннолетних детей. Пенсионерке сейчас приходиться снимать жилье, оплачивать коммуналку. В такой ситуации любая копейка лишней точно не будет, решила наша героиня и начала искать хоть какую-то работу.
Подработка, утверждает, нашлась с помощью дочери, она листала сайт бесплатных объявлений «Авито» и наткнулась на предложение, где требовались сотрудники на гардероб. Татьяна рассказывает, что ее дочь даже сама созванивалась с менеджером Марией, чтобы узнать про подробности будущей работы:
— Дочь меня спросила: «Пойдешь работать в вуз?». У меня никаких сомнений даже не возникло.
Рассказ Татьяны о работе в гардеробе на видео
Так Татьяна оказалась в корпусе на Рокоссовского на гардеробе. С осени и до самой весны, пока у подрядчика не истек срок договора, трудилась посменно вдвоем с напарницей. Обслуживать пришлось огромный длинный гардероб на 600 с лишним номерков. Татьяну и Катерину сменяли две других напарницы. Тоже женщины. Студенты с куртками шли практически непрерывным потоком:
— Из-за ремонта большую часть детей отправили сюда, к нам. Моя напарница помоложе меня, ей всего 38, а мне — 70! Для меня эта работа уже оказалась тяжеловата. Вахтерша у нас сидела вся накрытая и говорила: «Девочки, как вы это все выдерживаете?». А мы ей, мол, в шутку: «Хочешь согреться?» Таскали столько, что спины, простите за подробности, потели. А Мария нам говорила, что работа спокойная, можно даже книжку посидеть почитать. Какая там книжка, перекусить, чай попить еле успевали, по очереди ходили.
Татьяна проработала гардеробщицей с ноября по апрель
Когда сотрудницы клининговой компании заступали на работу, расписывались в специальном журнале, указывали время, ставили женщины подпись и в конце рабочего дня. Всю работу можно отследить по камерам, да и вахтерши их постоянно их видели — пытается объясниться Татьяна то, что свой труд она выполняла честно:
— Я работала в гардеробе с ноября по апрель — по 9 число. Зарплату нам периодически задерживали, но не более двух-трех дней. А последнюю — за март-апрель нам так и не выплатили. И даже не знаем, выплатят ли. Наши напарницы уже были в прокуратуре, отнесли заявление в суд...
В целом история трудоустройства Татьяны на работу в гардероб, как две капли воды, напоминает историю Аллы. Вакансия, найденная на «Авито», дальше — небольшое собеседование — несколько месяцев непрерывного труда, в итоге — отсутствие кровно заработных денег.
Сегодня экс-сотрудница странного клининга с трудом сдерживает свои эмоции. Женщина признается, что ей очень обидно. Договора с работодателем на руках у Татьяны тоже нет. Впрочем, никто в самом начале трудоустройства про него говорить не стал. Татьяна утверждает, что узнала про договор только тогда, когда осталась без зарплаты. Также женщина озвучила в разговоре с журналистом «Блокнот», не знала и о том, что ее непосредственным работодателем — представителем клининга является директор Джалиль Нугманов. Мария как-то обмолвилась про некоего директора, но сотрудницы на гардеробе, которые его никогда не видели, не придали этому сильного значения.
По словам Татьяны, работодатель за труд гардеробщицей в вузе задолжал ей всего 17 тысяч рублей — деньги за работу в марте и апреле. Суммы за предыдущие месяцы ей были выплачены, на карточку ежемесячно приходило не больше 13 тысяч рублей:
— Маша, женщина, которая нанимал нас на работу, мы ее видели один раз. Больше мы ее не видели вообще. Договора с нами никакие не заключались. Зарплату нам выдать не обещают, даже не знаем, получим ли мы ее вообще.
Своим нанимателем на работу Татьяна продолжает считать менеджера Марию, с помощью которой она попала на работу, а потом в дальнейшем обсуждала все рабочие моменты. С ней же велась вся последующая переписка и по поводу невыплаченных денег. Татьяна поделилась, что в апреле, когда впервые задержали зарплату, она просила Марию поскорее расплатиться с ней. На тот момент дочь волгоградки попала в больницу, семье требовались деньги.
Татьяна хранит переписку в таком виде, так как боится ее удаления
После задержки зарплаты менеджер записала бывшей работнице даже несколько голосовых. В одном из них женский голос заявляет, что «она такой же наёмный работник», как и сама Татьяна:
— Меня просто наняли менеджером. Идите суд, идти хоть куда, я приду подпишу любые документы. Я вас только пригласила на работу, также как и меня — пригласили. Мне также, как и вам, не дали зарплату. Я вам лично не должна ничего, вам зарплату дает директор, человек, который работал в медуниверситете, у которого был его проект. Я лично вам не должна ничего!
Во втором голосовом женщина сообщила, что «звонит, пишет, деньги перечислены, ждет выплаты» (судя по всему, она имеет в виду директора Нугманова), но пока никаких результатов нет.
— Она у меня записана как «Маша работа». Теперь осталась лишь только переписка. То, что она восприняла как хамство, я даже не знаю, что это. Вот вся переписка, которая есть. Больше я ничего ей не писала. Единственное, когда мы общались по телефону, (я ей позвонила и она вдруг трубку взяла) она сказала: «Почему вы меня проклинаете?» Но я никогда никого не проклинала, у меня дочь и внуки. Единственное, что сказала: «Дай бог тебе такой старости, как у меня сейчас, оказаться в таком положении, как я сейчас, и твоей маме. Вот тогда ты, наверное, поймешь, что такое жизнь». Но ведь это не угрозы и не проклятья.
Пускай сумма 17 тысяч небольшая, но очень для нее ощутимая, искренне признается после пережитого пенсионерка. Ведь на связь с ней уже очень давно не выходила ни сама Мария, ни директор, ставший исполнителей госконтракта в вузе — слова Татьяны.
Потенциальных пострадавших от рабского трудоустройство через клининговую компанию-прокладку сегодня может быть намного больше, чем два-три человека, их число может достигать несколько десятков, предположила в разговоре очередная жертва рабского трудоустройства. Татьяна пояснила, что существует некий список с 20 пострадавшими гардеробщицами. Кому были выплачены деньги полностью, а кому нет — понять сегодня сложно. Корпусов много, люди в них трудились не только в качестве гардеробщиц, но и уборщиц, и, возможно, даже в числе других сотрудников, где не требуется специальных навыков и знаний. Как правило, многие не были даже друг с другом знакомы.
Крупная подстава для крупного вуза страны?
Источник, хорошо знакомый с ситуацией с обманутым сотрудницами клининга, попытался провести собственное расследование. И пришел к выводу, что в сложившейся ситуации предприниматель сумел организовать целую историю, заставив бывших работниц думать, что их деятельность была напрямую связана с университетом. Однако для начала следы привели в Астрахань, где зарегистрирована действующая, по сведениям открытых источников, организация ИП Нугманов Джалиль Шакирович. Налоги данный ИП отчисляет в Калмыкию — в ФНС, зарегистрировавшую частника. В качестве потенциального исполнителя контракта ему удалось выиграть конкурс на Госзакупках в стенах волгоградского медуниверситета. Отказать победителю конкурса без каких-либо на то веских оснований, здесь абсолютно были не вправе. Более того, с ним обязаны заключить договор. Что и было сделано. После всех улаженных формальностей сотрудницы от имени подрядчика на холодный период года зашли в вуз, где стали выполнять свои обязанности. Работа выполнялась безукоризненно, за что вуз в процессе и по итогу расплатился с исполнителем контракта. Сроки истекли и стороны должны были разойтись, как в море корабли. По понятной причине, первым делом оставшиеся без зарплаты экс-сотрудницы клининга пошли с требованием вернуть деньги в университет, где работали. Только вот их реальный бывший работодатель, который нес за них всю полноту юридической ответственности, к этому моменту уже перестал отвечать на звонки. Сейчас университету остается одно: фиксировать данные о пострадавших, дозваниваться до исполнителя контракта и тем самыми нести репутационные риски.
В открытых источниках информации также сказано, что основной деятельностью ИП Джалиль Нугманов является деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений. В дополнительном списке: сбор и обработка сточных вод, обработка, утилизация неопасных отходов, отсортированных материалов. Тут же — оптовая неспециализированная торговля, деятельность систем обеспечения безопасности. Также бизнесмен может предоставлять прочие вспомогательные услуги другим предпринимателям.
«Я такая же, как и они — наемная» — менеджер Мария
Редакция «Блокнот Волгоград» вновь попыталась связаться менеджером Марией, курировавшей процесс трудоустройства гардеробщиц. Женщина ответила на звонок и объяснила, что она чувствует себя во всей этой нехорошей истории с трудоустройством пострадавшей не меньше, чем остальные работницы. Директор задолжал деньги за работу и ей, сколько — Мария не уточнила, добавив, что она сама сможет уладить этот вопрос. Дама призналась, что поддерживает связь с работодателем, однако точных сроков, когда он сможет выплатить долги по зарплатам, нет:
— Что я могу сказать, когда директор не выплачивает? Я такая же, как и они, наемная. Только они — гардероб, а я — менеджер. Он обещает выплатить, только когда — я не знаю. Общаюсь и с девочками, и с ним, прошу, говорю, что не нужно так делать. Но я обычный менеджер, я не ИП, у меня нет юридического адреса...
В задачу Марии входил ряд обязанностей: следить за выполнением работы, составлять акты заработной платы, выдавать деньги сотрудницам. Деньги, подчеркнула она, давал директор, а она — сотрудницам. Работать в вузе люди, по ее словам, начали с 20 октября:
— Я думаю, что он выплатит деньги, потому что ситуация уже дошла до прокуратуры. Он все знает, но говорит: «Я выплачу, я выплачу». А пока мне приходится успокаивать людей, просить, чтобы мне не писали гадости. Я уверена, что он выплатит, человек он большой, бизнес хороший, таких проблем еще никогда не было. Но точных сроков нет.
До Джалиля Шакировича мы дозвониться по-прежнему не смогли. После долгих гудков на том конце провода по-прежнему срабатывает автоответчик. Редакция в любой момент готова опубликовать позицию клининговой компании, через которую нашла работу вторая пострадавшая — Татьяна Васильевна. После предыдущей публикации ИП на связь с «Блокнот» не выходил.
Комментарий юриста
Волгоградский юрист Иван Иванов, подробно ознакомившись с историей о рабском трудоустройстве, рекомендует пострадавшим не замалчивать своих историй, а добиваться правды и кровно заработанных через прокуратуру, трудовую инспекцию, продолжая настаивать и доказывать, что они действительно честно выполнили свою работу. Шансы вернуть деньги в этой ситуации достаточно велики, как показывает практика Верховного труда, и этому могут послужить любые факты, которые фиксировались, когда женщины непосредственно трудились на своих местах. Впрочем, если работодатель Нугманов объявится, экс-сотрудники могут обратиться с иском и к нему. Тогда ИП придется доказать, что это были его сотрудники.
Больше важных новостей о жизни Волгограда и волгоградцев — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
В очередной истории с рабским трудоустройством разобралась Ирина Рассказова