Собаке пришили голову ее щенка: волгоградский медик о сенсационной операции

Читайте также:
- Без вакцины от оспы и с трупами на улице: 78 лет назад начали восстанавливать Сталинград (03.02.2021 13:22)
- Закрыт многомиллионный сбор на пересадку костного мозга для матери двоих детей из Волгоградской области (03.02.2021 12:08)
- Отдел полиции в Волгограде возглавил 38-летний подполковник с двумя высшими образованиями (03.02.2021 10:58)
- «Народ ринулся в биржевое казино играться с акциями, с предсказуемой вероятностью остаться с голой жопой»: волгоградский бизнесмен (03.02.2021 10:57)
30 января Анатолю Георгиевичу Коневскому , создателю двухголовой собаки, одному из легендарных профессоров ВолгГМУ, могло бы исполниться 100 лет. Его работа по пересадке головы щенка к телу собаки стала мировой сенсацией в далеком 1964 году. Редакция «Блокнот Волгоград» решила разузнать подробности и побеседовала с одним из непосредственных участников – анестезиологом той операции, бывшим преподавателем ВолгГМУ Ольгой Ивановной Галушкиной.
- Как и почему было принято решение пересадить голову собаке?
- У кафедры было научное направление «Пересадка органов и тканей», и по этой тематике выполнялись научные работы: по пересадке сердца, почек и других органов. По этой же тематике защищали диссертации. Были значительные успехи в научных публикациях.
В Волгограде на нашей кафедре проходил всесоюзный съезд по трансплантации органов. Мы демонстрировали пересаженную почку так, чтобы все могли видеть, что она функционирует, а также пересадку сердца, и в это время его можно было потрогать руками, почувствовать, как оно бьется. В перспективе была пересадка мозга. Пересадка половины туловища щенка с передними лапками была задумана как иллюстрация технических возможностей при пересадке органов.
- Расскажите о собаках?
- Это были овчарка и ее щенок.
- Почему именно щенок?
- Тогда еще не было работ по преодолению тканевой несовместимости, и органы отторгались. Поэтому было принято решение взять голову щенка, ведь риск отторжения меньше, если собаки из одной семьи.
- У собаки, к которой пришили голову щенка, была кличка?
- Даже не скажу. Наверное, если бы ее как-то назвали, то я бы запомнила, потому что у меня была диссертация по пересадке почек, и своих подопытных собачек я всех помню по кличкам.
- Сколько врачей участвовало в операции?
- Было человек 5. Я была в роли анестезиолога, а во время самой операции выполняла разные функции, так сказать, была «на подхвате». На подобных операциях по пересадке человеческих органов присутствует обычно больше 10 человек.
- Сколько длилась операция? Было ли тяжело?
- Да, это было очень непросто, операция шла около 2 часов.
- Как прошла операция?
- Технически операция была продумана до мелочей, были соединены все необходимые сосуды. После операции голова щенка пила молочко, весело глядела глазенками и даже пыталась тявкать, но беззвучно, потому что были пересечены нервы, которые отвечают за деятельность голосовых связок.
- Собака долго прожила?
- Фиксация была очень затруднительной. Нужно было, чтобы животное постоянно находилось в полунаркозе, не двигалась и не вставало. Мы день и ночь дежурили рядом с ней, но на четвертый день, наверное, не доглядели: сосуды, которые питали пересаженный комплекс, видимо, были передавлены, было нарушено кровообращение. Голова перегнулась в сторону. Погибло то, что было пересажено – голова щенка. И в ходе второй операции пересаженную голову удалили, а собака осталась жива.
- Как собака реагировала на пересаженную голову?
- Никак. Она была в полусне, только моргала и немного поднимала свою голову.
- Какое значение имела пересадка?
- Это была сенсация, которая украсила наш съезд. Информация обошла не только нашу страну. Анатолий Георгиевич Коневский был и за рубежом: в Италии, в Индии и других странах. Это было удивительно и с технической точки зрения, но мы не занимались подавлением реакции отторжения, не было еще тогда препаратов, которые подавляют иммунный ответ на пересаженный орган.
- Собаку после смерти превратили в чучело и отдали в какой-то музей?
- Нет, об этом не было мыслей. Дальнейшая судьба собаки, после удаления головы щенка, мне неизвестна.
- Собака была уникальной?
- Нет, это был не первый случай. Московский ученый Владимир Демихов первым пересадил голову собачке. То есть наш случай был вторым.
- Как отреагировали люди? Были ли возмущения в защиту животных?
- Возможно, обыватели даже не знали о пересадке, а научная общественность отреагировала нормально.
- Можно ли считать собаку отправной точкой в сфере трансплантации органов?
- Нет, в то время органы уже пересаживались и в эксперименте, и в клинике. А время для пересадки мозга тогда еще не пришло.
Мы показали, что возможности хирурга безграничны и хирург может все.
- Какая была цель у этой операции?
- Цель была продемонстрировать технические возможности хирургов. А они были очень большие: они могли пересадить сердце, почку, комплекс сердце + легкие, но проблема была в том, что организм отторгал чужеродное.
- С современными препаратами операция была бы более успешной?
- Конечно. Благодаря современным препаратам сейчас живут тысячи людей с пересаженными сердцами. Я знаю, что в Бразилии женщина после пересадки сердца родила ребеночка, люди с пересаженными сердцами даже участвуют в забегах и живут полноценной жизнью.
А ведь первый человек после трансплантации прожил всего 9 дней и погиб не от отторжения, а от двухсторонней пневмонии, потому что ему подавляли иммунитет различными способами: врачи боялись, что будет отторгнуто сердце.
Татьяна Кольченко
Новости на Блoкнoт-Волгоград