Волгоград Четверг, 02 Апреля

Тогда и сейчас: что писали в газетах, когда строили волгоградскую подземку, и как она выглядит сегодня

Существование волгоградской подземки с самого начала ее появления в городе всегда одновременно спасало волгоградцев от пробок и позволяло быстрее добираться до места назначения, и в тоже время было поводом пообещать горожанам города-героя продлить ее. Мечта, чтобы местный метротрам охватывал все районы города, до сих пор осталась. Строительство первого этапа волгоградской подземки заняло восемь лет, и в ноябре 1984 года она впервые радовала жителей города.

Историю строительство на сегодня жизненно важной артерии Волгограда опустим. Зато расскажем о том, что писали в газетах, когда строили и когда только планировалось строительство сложного инженерного сооружения.

Статья «Тоннели скоростного трамвая в Волгограде» из журнала «Метрострой» за 1970 год. Главный инженер проекта Метрогипротранса Н. Бычков указывал на серьезную транспортную проблему Волгограда – исторически сложившуюся линейную систему застройки. Было сказано, что при такой планировке трамвай, троллейбус и автобусы неудобны для населения, «имеют низкую скорость сообщения». Город насчитывал 800 тысяч человек.

D0XgnfQuETU.jpg

1.jpeg

На тот момент уже была запроектирована экспериментальная линия скоростного трамвая – длина 13,5 километров.

Волгоградцам обещали, что линия будет проходить от площади Дзержинского по проспекту Ленина через центр города до площади Чекистов на правом берегу Царицы. В дальнейшем планировалось продление - по улице Рабоче-Крестьянская до завода им. Петрова.

Было сказано и о том, что скоростной трамвай будет отличаться от обычного вдове большей скоростью – как минимум 30 км/ч. Ну и самое главное – переоборудовать в перспективе подземный участок для поездов метрополитена - тоннели, станции и пути.

В этой же статье говорилось, что подземные станции волгоградского скоростного трамвая отличаются от станций метрополитена. Пассажирские платформы – боковые, поскольку двери в трамваях располагались только с правой стороны. Основные несущие конструкции станций запроектировали сразу из сборного и монолитного железобетона, тоннелей – только из сборного. Строили снова по типу метрополитена.

BCENZKR7ECQ.jpg

Важно: подчеркивалось, что отрицательная температура воздуха в тоннелях недопустима, это может повлиять на несущие конструкции, может образоваться наледь на платформах. Поэтому в холодное время года воздух должен прогреваться, прежде чем поступит на станцию.

Согласно этим данным, волгоградскую подземку планировали построить за 4 года и 7 месяцев – открытым и закрытым способом. Кстати, строительство подземки осложняло высокое положения уровня грунтовых вод и песчанники большой прочности.

hWBUKJ-cgj8.jpg

2.jpeg

Прошло ровно 9 лет с публикации данной статьи, и вот в статье «Скоростной трамвай в Волгограде», из журнала «Метрострой» №2 1979 год директором строящегося скоростного трамвая было отмечено, что центральный улицы Волгограда застроены капитальными строениями, поэтому расширить проезжую часть невозможно; радикально повысить скорость транспорта можно только переведя его на второй уровень – тоннель или эстакада.

А в 1980-2000 году в городе планировалось создание сразу нескольких линий скоростного трамвая, указывалось тут же.

ghm542Gae-Y.jpg

Еще один официальный факт из газет. На момент строительства забивка на «Комсомольской» шла тяжело из-за грунтовых условий. Это было весной 1977. Забивку проводили бурением. И только через год приступили к тоннелю.

Будущий пуск первой очереди требовал решения совершенно новых в трамвайном хозяйстве вопросов. 

Строительство второй очереди планировали начать в 1982 году – это строительство двух подземных станций, эстакады через Ельшанский овраг и железной дороги. Тоннель первой очереди тоже хотели продлить. А вот участок третьей очереди, как минимум, должен был соединять массивы Дзержинского района западнее Мамаева кургана с центром города - аналогично - в планах.

В этом же году в журнале «Метрострой» выходит новая статья под заголовком «Создать предпосылки для досрочного пуска». Горожанам опять сообщают, что сразу две станции будут построены открытым типом – «Площадь Ленина» и «Комсомольская». И строители ссылаются на обводненность по всей трассе, агрессивную среду, низкую устойчивость грунта. Для этого были использованы цемент и погружные насосы.

Jj1z39yjaUM.jpg

3.jpeg

- Общий срок окончания строительства трасс скоростного трамвая -1982 год. Однако коллектив участка уверен, что им будут созданы предпосылки для досрочного пуска подземного трамвая, - уточняли волгоградцам здесь же.

Статья «Подземный участок скоростного трамвая в Волгограде» из журнала «Метрострой 1985 радует горожан впервые открывшейся первой линией СТ.

Здесь - в эксплуатацию в Волгограде, наконец, ввели 1 очередь скоростного трамвая. Протяженность участка – 3,34 километра, а подземных станции всего 3, линия должна справиться с перевозкой пассажиров до 30 тысяч человек в час. Если цифра увеличится – предусмотрено переоборудование под метро. На тот момент упоминалось, что Волгоград – шестой город после Ярославля, Ленинграда, Киева, Старого Оскола и Саратова, где действует этот новый вид транспорта. Но главная особенность – трамвай уходит под землю.

l_cEKFsOaYU.jpg

Волгоградцам объясняли и то, что от тракторного завода до площади Чекистов можно проехать без пересадок за 25 минут в комфортных вагонах чехословацкого производства. Был замечен и такой факт – при строительстве «подземки» не раз встречались неразорвавшиеся снаряды и мины времен ВОВ.

Кстати, на тот момент жителей Волгограда порадовали: подземные этажи органично вписались в архитектурный облик города, стали его неотъемлемой частью, художественные решения связаны с ансамблями улиц и площадей.

Подробно рассказывалось, как выглядят волгоградские станции под землей.

3Jf0dBTS-PQ.jpg

4.jpeg

Например, «Площадь Ленина» - цветовая гамма интерьеров станции нарядна и празднична, доминируют красный цвет стен и пола, белая поверхность свода, мраморная облицовка вестибюля и пешеходных тоннелей. Внимание горожан обращали на цветные витражи из литого стекла - «Салют победы».

«Комсомольскую», наоборот, оформили в строгих, сдержанных тонах. Здесь – белые мраморные колонны, полы вестибюля и платформы из карельского гранита. Стены и прямоугольные колонны облицованы мрамором коельгинского происхождения с частичным использованием красного мрамора. На стенах – панно с историей комсомола и композиция «Современная молодежь».

«Пионерская» - особенная станция, сложная, встроенная в береговой откос, расположена высоко над рекой. Из больших витражей тогда же открывался вид на ансамбль Дворца пионеров, пойму реки Царицы и воды Волги вдали. Вверху, упоминала газета, – вертикаль строящейся гостиницы - сегодня жилой дом.

ij4TQLNiK6A.jpg

И вот уже тогда специалистами велась речь о строительстве второй линии СТ, которая должна была пройти вплоть до «Ельшанки». Было указано: «разработаны основные проектные решения прохождения трассы в зоне Цимлянской и Краснопресненской улиц с выходом на улицу 64-й Армии".

Но эти планы строителей сбылись только к 1 декабря 2011 года в 21 веке. Спустя столько лет станции дожидались своего часа, чтобы принять волгоградцев. На тот момент новенькие вагоны вышли на маршрут СТ-2 и станции заработали. 

Данный маршрут сегодня начинается от разворотного кольца на стадионе «Монолит» в Краснооктябрьском районе, минует разворотное на площади Чекистов, следует через «Профсоюзную», «ТЮЗ» и заканчивается на «Ельшанке» в Советском. Сейчас в Волгограде это последняя станция метротрама. Правда пустить жителям города ее обещали еще в 2010 году и тогда же - протянуть третью линию СТ – до самого конца Советского района – до ВолГУ.

2icWq7QlvcU.jpg

5.jpeg

В 2012 году и вовсе появилась информация, что волгоградскую линию СТ «дотянут» лишь до СХИ. Строительство обещали закончить в 2015 и подарить две новых станции – «Районную» и «СХИ». Линия должна была миновать проблемный переезд через Тулака. При этом каких-либо проектов будущих работ не было. Предположительно, «Районная» должна была располагаться внизу улицы Казахской. На глобальную стройку планировалось всего почти 10-15 миллиардов рублей и выделять их с 2013 по 2015 год.

Последний раз тема со строительство волгоградского метро поднималась летом 2019 года. Поэтому она как всегда актуальна. Отметим, что горожане не только активно пользуются волгоградской подземкой, но еще и замечают здесь неработающие эскалаторы.

LjcIffkH410.jpg

Анна Фомиченко

Новости на Блoкнoт-Волгоград
  Тема: Волгоград: тогда и сейчас   
скоростной трамвайлюдиволгоградцыСТтретья очередьВолгограджители
1
0

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое