Волгоград Суббота, 23 ноября
Общество, 20.05.2018 11:00

У нас редкое собрание пластинок, рукописная книга 8 века и штучные экземпляры древних свитков, - директор волгоградской «Горьковки»

Директор крупнейшей в регионе научной библиотеки. Что спросить у такого человека? Кажется, что любой вопрос будет звучать глупо и наивно. Но если на минуту представить, что это не для публикации, а для личной беседы за чашкой чая, то вопросы напрашиваются сами собой.

А если не бояться их задавать, оказывается, что директор нашей «Горьковки» - не профессор в огромных очках с толстенными стеклами, ежеминутно цитирующий талмуды. Это обычная женщина, жена, мама и бабушка. А еще это просто библиотекарь, который до сих пор каждый день боится, что не справится с руководством такого огромного учреждения, сомневается в своих силах, но каждый день преодолевает эти сомнения, потому что идет на любимую работу.

Знакомьтесь. Сегодня «Лицо города» - это Светлана Косовцева, исполняющий обязанности директора ГБУК «Областная научная библиотека имени М. Горького».

4.jpg

До и после интернета

- Светлана Викторовна, когда не было интернета, библиотеки были для людей единственным источником получения информации. Сейчас не все, но очень многое есть в интернете. Даже редкие издания оцифровываются и отправляются в глобальную сеть. Какая же роль в этом всем отводится библиотекам в современном мире? И возможно ли, не цепляясь за старое, перестроиться, чтобы органично влиться даже в цифровой информационный мир и занять в нем свою нишу?

- У меня даже хирург в больнице однажды спросил: «Как думаете, интернет победит печатную книгу?» Я сторонник того, что должно быть разумное сосуществование. Информационные технологии развиваются, и они попали и в библиотеку. Но книги все равно востребованы, и библиотека, конечно, сохранится. Часть будет электронных ресурсов, часть станется в печатном виде.

- Существует стереотип, что работа в библиотеке – занятие исключительно скучное, и работают в них одни пенсионеры. Развейте этот стереотип.

- В последнее время у нас увеличилось количество молодых библиотекарей. В нашем электронном читальном зале, например, работают молодые юноши и девушки. Им проще, они очень хорошо входят во все нюансы именно электронного обслуживания, организации доступа ко всем базам в нашей электронной библиотеке. Я им доверяю, и они отлично справляются со своей работой.

«Пенсионеры» у нас, конечно, тоже есть. Но у нас такие «пенсионеры», знаете ли! Они помолодели, причем очень сильно. Наш библиотекарь-пенсионер – это не старушка в платочке и в очках. Это эрудированные, начитанные, интересные люди.

Я как-то была в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, в отделах редких книг и рукописных изданий. Так вот там работают не просто пожилые библиотекари, им за 70. Но как приятно с ними общаться! Это вежливость, скрупулезность, очень глубокое знание источников. Плюс свой питерский шарм какой-то. Кроме того, они столько дают сопутствующей информации, что забываешь про возраст и все остальное, вообще забываешь о времени, хочется общаться и общаться с таким человеком.

А в моем коллективе сейчас поровну - и ученики, и учителя.

5.JPG

Древние рукописи, пластинки и …кафе

- Вы ведете подсчеты, сколько людей приходит к вам в библиотеку?

- Конечно, постоянно. У нас примерно 40-50 тысяч читателей в год и около 200 тысяч посещений. Это очень много.

- А чем вы заманиваете читателей особенным? Похвастайтесь. Может, у вас есть редкое собрание комиксов или виниловых пластинок, мало ли.

- Собрание пластинок у нас действительно есть, вы угадали. Очень большой фонд пластинок хранится в нашем отделе литературы по искусству. Меломанам там есть на что посмотреть. На выставках мы с удовольствием их демонстрируем. Ведь это культура, большой ее пласт, и наша задача – познакомить с ним молодежь. Чтобы они не только в интернет упирались, но и вокруг себя видели много интересного, познакомились с прошлым, с тем, чем жили их родители, что у родителей было модно, например, почему нет. Это же очень интересно.

- Я знаю, что в отделе редких изданий у вас хранится какая-то жутко старинная и рукописная книга…

- Это «Триодь Постная», оригинал. Рукописная, очень большая книга молитв Великого поста. Вообще - это своеобразный путеводитель по пространству Великого поста. В ней содержатся песнопения, в основном, авторов 8 и 9 веков. Есть у нас еще несколько инкунабулов. Это книги, которые издавались в Европе от начала книгопечатания и до 1501 года. У нас таких экземпляров всего несколько. Выглядят они, как листы или свитки, свернутые в трубочки. Это чрезвычайно редкие вещи начала тысячных годов, тогда их тиражи составляли, например, всего 100 экземпляров. Также у нас есть оригиналы книг 1500, 1600-х годов.

- Библиотека имеет право реализовывать какие-то коммерческие проекты? Скажем, создать на первом этаже уютную кофейню-читальню? В Питере такие места очень популярны. Туда можно прийти и за чтением попить вкусный кофе. Понятно, что не надо выходить за рамки и делать из библиотечного учреждения столовую, но идея именно уютной кофейни в окружении книг сразу прижилась в Северной столице. Как думаете, в Волгограде бы такой проект пользовался популярностью?

- Вы сейчас озвучили мою мечту. Конечно, у нас бы тоже прижился. И мы даже несколько раз подавали такие проекты на грант программы «Развитие культуры и искусства в России». Но там очень много заявок, так что пока вот ничего. Но лично мне очень нравится такая идея. Я думаю, что наша мечта все-таки сбудется. Хотим сделать летний читальный зал и зал в формате вот такой кофейни. Самим сделать это, увы, финансовые возможности не позволяют.

10.jpg

                   От бабушкиных сказок к «Мастеру и Маргарите» и Макиавелли

- Вы постоянно находитесь среди такого огромного количества интересных книг. Нет чувства сожаления, что наша жизнь слишком короткая для того, чтобы успеть прочитать все, что хочется? Вот меня все время посещает это чувство.

- Я разделяю ваше чувство. И то, что жизнь коротка – это полбеды. – мы Другая проблема – мы постоянно в жизни заняты, у нас нет времени на чтение. Вечером уже сил нет, читаешь до последнего, пока не засыпаешь с книгой. Да даже в школе этого времени не было. Я читала с фонариком под одеялом, чтобы успеть дочитать книгу до утра.

- А у вас дома много книг?

- Да. Есть библиотека. Не огромная, но и не маленькая.

- А вы помните, какую первую книгу вы прочитали в своей жизни? И кто вас читать научил?

- В детстве мне бабушка читала сказки. Она и привила мне любовь к чтению и книгам. А дальше я уже как начала, так до сих пор не могу остановиться. Первой осознанной художественной книгой было произведение Владимира Филатова «Васюк Трубачев и товарищи». И знаете, как меняются интересы маленьких читателей, да даже школьников. Вот я своим дочерям пыталась привить в детстве любовь к тому, что любила читать я. Я была удивлена, что у них не было такой реакции на мои любимые книги. Дюма, например, «Три мушкетера». Они начинали читать и отодвигали книгу, а я думала: «Ну как же так». Мы же этих «Трех мушкетеров» разыгрывали в лицах, ставили спектакли. Вот этого нет у нынешнего поколения.

1.JPG

- Это плохо или хорошо?

- Нет, это ни в коем случае не плохо. Это хорошо. Сейчас любят психологические вещи – Мураками, например. Наше поколение больше любило романтику, не было таких углублений, как у нынешней молодежи. И это хорошо, это интересно. Здесь библиотекарю есть с чем работать.

- Расскажите о ваших любимых книгах и авторах.

- «Мастер и Маргарита» Булгакова. Чехов весь. Как ни странно, Макиавелли. Его «Государь» – это просто нет слов. Иногда, когда нервничаю, плохое настроение, или меня ждет встреча, где должно решиться что-то важное, открываю «Государя» и начинаю читать. Это магия текста. И она мне помогает.

- По вашему мнению, кого из классиков полезно было бы сейчас перечитывать людям?

- Наше восприятие классиков в школе, в молодости и в зрелом возрасте настолько разное, что это просто удивительно. Если это Достоевский, то сначала мы ничего не понимаем, пока мы дети. А потом мы оторваться от него не можем. Я долго не могла понять Булгакова, сейчас я роман «Мастер и Маргарита» уже почти наизусть выучила, но все равно читаю. И классика всегда будет перечитываться. Главное, в школе не убить в ребенке желание читать классическую литературу, да и вообще читать.

2.jpg

Во всем виновата мама

- А как вы попали в библиотекари? Случайно? Родители посоветовали? Или это веление судьбы?

- Мама моя почти всю жизнь проработала в библиотеке. Я там так много времени проводила. Отсюда моя любовь к библиотеке. Хотя первое мое образование - педагог-дефектолог.

- Как ваши близкие отреагировали на то, что вы теперь управляете крупнейшей библиотекой в регионе?

- Дочки - очень хорошо, потому что они со мной не живут. А вот муж, бедный, он как-то сразу приуныл. Он мне намекал, что может пора уже на отдых идти, а я вместо отдыха на повышение пошла. А уже потом он стал говорить, что я очень сильно изменилась, потому что нагрузка стала гораздо больше, не так много времени уделяю ему и домашним делам. Даже дома у меня все мысли в библиотеке, прокручиваю разные варианты организации того, другого, третьего. Не получается пока оставлять работу на работу. Но я обязательно научусь!

- Женщинам всегда труднее быть руководителем из-за чрезмерной требовательности к себе, каких-то внутренних сомнений, может даже комплексов. А если руководишь таким учреждением, как научная библиотека, не посещает ли страх: «А вдруг я недостаточно умная для такой должности?»

- Здесь даже не в уме дело. Я до того, как меня назначили, была заместителем директора по научной работе. То есть я достигла вершины своей специальности. И мне было очень комфортно на том месте. А вот директор – это уже менеджер, это уже страшное отличие от специалиста.

И вот в глубине души я все время чувствую, что я не менеджер, я специалист, что я не выдержу на позиции менеджера. Вот это меня терзает.

- Наша рубрика, где будет опубликовано интервью с вами, называется «Лица города». Интервью с кем лично вы бы хотели прочитать в этой рубрике? Не обязательно это может быть конкретный человек – хотя то же. Но, может быть, представитель какой-то профессии, социального положения или еще как-то? Кто?

- С моим папой. Ему 91 год. Он всю жизнь был военным, служил в погранвойсках, ветеран войны последнего призыва. Вот с ним я бы хотела почитать интервью, мне было бы очень интересно.

- А почему бы и нет? Уверена, что не только вам будет интересно. Это сейчас был такой «тонкий» намек для наших читателей - кто, возможно, будет нашим следующим «Лицом города».

Кстати, обращаясь к нашим читателям, если у вас тоже есть пожелания – с кем бы вы хотели прочитать интервью на нашем ресурсе – ждем ваши идеи на нашей почте news@bloknot-volgograd.ru или в WhatsApp на номере 8 937 557 36 78.

Анна Дребнева

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Лица города  
ВолгоградГорьковкабиблиотека Горькогообластная библиотекадиректор
0
0