Краеведческий музей,
30.03.2022 15:06
100 тысяч немцев и столько же зэков: как строили Волго-Донской судоходный канал
Фото: сайт «Речной форум"
Читайте также:
- В Волгограде вернули дачные маршруты: полное расписание (30.03.2022 13:10)
- Книги и рабочие тетради для школьников подорожают на 30% в Волгограде (30.03.2022 11:58)
- Волгоградец показал с высоты, как сейчас выглядит новая дорога через пойму (30.03.2022 11:57)
- В Волгограде обокрали помощника губернатора (30.03.2022 11:18)
- «Ашан» в Волгограде отказался сдерживать цены на сахар (30.03.2022 08:37)
Волго-Донской канал почти 70 лет связывает две реки в Волгоградской области.
До того, как канал вступил в эксплуатацию, Волга впадала в Каспийское море (озеро) и не имела связей с другими реками, впадающими в открытые моря. Волга представляла лишь обособленный путь. Это затрудняло развитие торговли, что привело к идеям создания канала.
По утверждениям некоторых историков, канал пытались сделать еще в 16 веке. Тогда в 1569 году турецкий султан, прославившийся своим походом на Астрахань, направил своего подчинённого с 22 тысячами солдат вверх по Дону, чтобы они прорыли канал между двумя реками. Но спустя месяц турки опустили руки и прекратили свою работу.
Почти спустя сто лет была вторая попытка сделать канал. В 1697 году Петр Первый решил прорыть несколько каналов между реками, среди них были Волга и Дон. Иностранный специалист, которого назначили руководителем строительства, понял, что попытка вырыть канал будет тщетна и сбежал из России. А в 1701 году Петр переключил свое внимание на Северную войну. Финансирование проекта было приостановлено.
Во времена СССР в 1920 году правительство решило создать канал. Но проект был готов только в 30-е годы. Но потом Великая Отечественная война помешала реализовать план строительства.
В 1947 году был подписан приказ о строительстве, в 48-м утвердили схему комплекса Волго-Донского судоходного канала.
Пока строили канал, было вырыто 150 миллионов кубических метров земли. Уложили 3 миллиона кубических метров бетона.
Для строительства требовалось много рабочей силы. Было нанято примерно 700 тысяч вольнонаемных рабочих. К строительству привлекали военнопленных немцев, которых было задействовано около 100 тысяч. К строительству были привлечены около 100 тысяч советских заключенных. Один день на стройке считался как три в колонии. Поэтому заключенных, помогающих строить канал, освобождали досрочно.
1 июня 1952 года две реки - Волга и Дон - соединились. 27 июля каналу присвоили имя Владимира Ильича Ленина.
Протяженность канала составила 101 километр, он начинается от Волгограда и заканчивается в Калаче-на-Дону. Судна, проплывая Волго-Донской канал, проходят через 13 шлюзов.
Но не обошлось и без экологических последствий из-за канала. Например, поскольку Дон соединяется с Азовским морем, а Волга с Каспийским, произошла миграция вида. Так, морское животное гребневик мнемиопсис, обитающее в Азовском море, добралось до Каспийского. Из-за хищника сократилась численность кильки на 60 процентов. Из-за того, что уменьшилась килька, уменьшилась популяция осетровых и каспийской нервы. Но с годами в Каспийском море был обнаружен другой вид гребневика - Beroe ovata, который питается вредителем, что позитивно сказывается на экологии.
Фото взяты с сайта "Речной форум"
Диана Омарова
Новости на Блoкнoт-Волгоград