Болельщики прозвали «балериной»: как Анатолий Сучилин копал бомбоубежища в Сталинградскую битву и стал легендой спорта
Читайте также:
- Катакомбы, фундамент на яичной скорлупе и камины: как волгоградцы живут в 100-летнем доме - бывшем госпитале вермахта (26.01.2023 19:19)
- Волгоградцы из «круглого» дома , куда привозили Паулюса, пожаловались на варварскую переделку ради «Магнита» (26.01.2023 16:27)
- Арт-объект в честь спецоперации просят убрать под Волгоградом. Его называют "нелепым" (26.01.2023 13:20)
- Украинский политик Шарий "уличил" волгоградского депутата Госдумы Плотникова в лицемерии из-за отдыха в Венеции (26.01.2023 11:15)
- Любил и хейтил Распутина, гнал бесов, основал кинокомпанию в Нью-Йорке: как иеромонах из Царицына вел людей на смерть (26.01.2023 14:40)
В июле прошлого года, на 87-м году жизни, находясь на отдыхе в Анапе, неожиданно скончался Анатолий Сучилин. Новость больно ударила по сердцам волгоградских спортсменов и людей, которые просто знали и общались с Анатолием Александровичем. Пока он был молод, успел стать легендой местного футбола, проведя 11 сезонов в сталинградском «Тракторе» и волжской «Энергии». А позже стал легендой волгоградского института физической культуры (позже ВГАФК). Был даже его ректором.
Детство в Сталинградскую битву
Анатолий Сучилин родился в семье пролетариата. Папа – уважаемый своего дела электрик на Тракторном заводе, мама – продавец хлеба и булочек. Жила семья в скромном доме на улице Воронежской – сейчас это где-то в районе 20-й школы Краснооктябрьского района, если взять чуть выше и правее.
Мальчишка рос как и все. Родным дедом был приобщен к рыбалке, любил цирк и все остальное, что любили пацаны того времени. В общем, обычный ребенок в обычной трудовой семье. Все бы было бы хорошо, если бы не война.
Летом 1942 боевые действия дошли до Сталинграда. Анатолий помнит, как помогал отцу и деду копать у своего дома небольшое бомбоубежище. Это было специальное распоряжение по городу – выкопать «семейные» убежища П-образной формы с двумя выходами 2 метра в глубину и 1,5 в ширину. Пока фашисты не подошли к Сталинграду, для детей это были игровые площадки.
Панорама горящего Сталинграда
Но вот уже линия фронта совсем близко. Над городом воздушные бои и чаще схватки выигрывают не наши. Отца призывают в ополчение по месту работы на Тракторный завод. Он не вернулся. Как и где погиб – не известно. Началась эвакуация. Многие побросали дома и переправлялись за Волгу. Семья Сучилиных осталась в Сталинграде. Перебрались из своего дома в Банный овраг. Это тот, что по нынешним временам под мостом у площади Возрождения. Но тогда он был больше и тянулся к Волге. В нем было вырыто много пещер на приличной глубине – даже бомбежка была не страшна.
Там и просидели остаток лета, осень, морозную зиму. Чем дальше шло время – тем хуже с продовольствием. По ночам раненные солдаты выползали и пытались найти пропитание. Рубили убитых лошадей, варили шулюм и кормили в первую очередь стариков и детей. В этот голодный период дедушка с бабушкой ночью отправились вдоль Волги к мельнице, в надежде принести хотя бы горелого зерна. Не вернулись… Толя остался с мамой и младшей сестренкой втроем.
В конце января 43-го узнали, что немцы окружены…
– Отлично помню 2 февраля 43-го, – вспоминал Анатолий Сучилин. – С утра – тишина. Жители пещер постепенно собрались на дне оврага. Пришел офицер и объявил, что фашистам предъявлен ультиматум сдаться за ближайшие 10 часов. Через какое-то время загрохотали наши пушки, а через полчаса – снова тишина. И это была уже тишина победы. Фашисты сдались.
Вернуться в родной дом позволили только в апреле. Все это время саперы разминировали городские площади. Дом был сожжен. Зато рядом с домом был немецкий блиндаж. С камином, вентиляцией, двухъярусные, пусть и деревянные кровати и весь он обшит гладко отструганными досками. Тепло и сухо. Перед «эвакуацией» в Банный овраг, семья закопала в землю сундук с одеждой, скарбом и мылом. Радости не было предела – сундук сохранился!
Вскоре мама вернулась на свою работу. Первое время хлеб выдавали по карточкам до полудня. Потом все трудоспособное население задействовалось в уборке города. В основном от трупов погибших.
Чуть позже пришло известие – дед и бабушка живы! Оказывается, они дошли-таки до мельницы, набрали рюкзаки зерна, но на обратном пути были пойманы фашистами, вместе с другими сталинградцами. Всех их этапировали в концлагерь в станице Морозовская. Их освободили советские солдаты после разгрома под Сталинградом. Но они были настолько обессилены, что сами вернуться в Сталинград не могли, но весточку о себе передали. Их перевезла мама Толи. Но плен очень сильно сказался на здоровье. Дедушка умер весной 43-го. Бабушка – летом, так и не найдя сил пережить потерю мужа.
Чемодан, вокзал – домой
Тем не менее, жизнь как-то налаживалась. Не смотря на то, что в Сталинграде процветали бандитские банды сформировавшиеся из дезертиров. Мама все ближе и ближе сходилась с давним знакомым, который потерял свою жену при бомбежках. В итоге сошлись и в августе 44-го решили поехать на освобожденную Украину – село Ладан Черниговской области. Там Толик пошел в школу. Однако новый брак мамы не стал счастливым даже после рождения еще одной сестренки Толика. В итоге женщина, с тремя детьми на руках, вернулась в Сталинград летом 45-го.
1952 год. Юноши "Металлурги" Сталинграда, Сучилин - 5 справа
Толик рос, учился в 35-й школе. Новости о триумфальном вояже по Англии столичного «Динамо» в 45-м, облетели всю страну и побудило массу мальчишек заняться футболом. В 47-м подоспело постановление Госкомспорта о занятиях футболом детей с 12 лет. Толик Сучилин и его хороший товарищ Валерий Карнавский записались в клуб «Металлург». В далеком будущем Карнавский дошел до начальника команды «Ротор» (но это отдельная история).
С тренером, можно сказать, повезло. Бывший игрок сталинградского «Трактора» Виктор Шведченко и команде игру поставил, и многим индивидуальным элементам ребят научил. Сучилин научился фирменному удару Шведченко – прямым подъемом. Чем старше ребята становились, тем сильнее играли. В итоге по старшим юношам выиграли городское первенство без единого поражения.
Давалась Анатолию не только футбольная школа, но и образовательная. По многим предметам он имел отличные оценки. Но 10-летку решил не заканчивать – пошел в строительный техникум, где студенты получали стипендию. Решил таким образом помочь маме содержать семью, которая жила на зарплату продавца хлеба. А тут 180 рублей хорошее подспорье.
1953 год. 18-летний Анатоли
Переход по приказу партии
Тем временем, на весьма способного юношу «Металлурга» обратили внимание тренеры сталинградского «Торпедо» (бывший «Трактор» - прим.авт.).
– В середине первого полугодия прямо на занятия моей группы пожаловал незнакомый мужчина, – вспоминал Анатолий Сучилин. – Он вызвал преподавателя в коридор. Потом я узнал, что это был инструктор обкома КПСС Таренник. И он просил отпустить меня с занятий, чтобы я смог поехать с «Торпедо» на сборы в Сочи. Меня тут же сняли с занятий, посадили в обкомовскую «Победу» и отвезли на Тракторный завод. Там в кабинете заводской парторганизации уже шло собрание, а в президиуме сидели парторг Иван Королев, тренер команды Сергей Плонский, капитан команды Евгений Барышев и политрук Фокин. Вот так я и оказался в команде, и в 1954 году, 19-летним, 8 раз выходил на поле в первенстве страны.
В Сочи, 1955 год
На следующий год в команде сменился тренер. Хотя перед командой не ставилось больших турнирных задач – главным было воспитать молодежь, восьмое место было оценено «неудом». Плонского сменил легендарный Василий Ермасов. При нем Сучилин получил место в основном составе и уже провел 20 матчей. Правда, до конца жизни Анатолий Александрович смеялся над тем, как прозвали его болельщики.
– Я считаю, что играл не в силовой манере, а эстетической, мягкой, – рассказывает Сучилин. – И, наверное, некая пластичность на поле и стала причиной того, что болельщики прозвали меня «балериной». В какой-то мере было обидно, ведь я себя считал мужиком. Но потом уже не обращал внимания. А сейчас, когда вспоминаю, смеюсь.
На вокзале
Многие футболисты тех времен навсегда запомнили те времена по переездам по стране. Это сейчас сел на самолет и ты в точке назначения. Тогда ездили на поездах, и часто на перекладных. Вокзалы, полустанки для пересадок были часты и порой выматывали чертовски. Однажды в Алма-Ату ехали 5 дней через Куйбышев, Челябинск. По дороге чем-то отравились. Но с другой стороны – советского футболиста этим не испугаешь!
1955 год
В сезоне 1958 года у руля команды вновь стоял Сергей Плонский, и по каким-то причинам не видел в Сучилине каких-то перспектив и за полсезона лишь 7 раз выпустил его на поле. 22-летний парень решает бросить футбол. Он уезжает в Саратов, где поступил в институт. Отличительная черта Сучилина – любовь к книгам, науке и к познаниям в целом. С поступлением проблем вообще не возникло. А по зиме, приехав домой на каникулы, произошла встреча с тренерами волжской «Энергии». Встреча прошла так душевно, что новый сезон 1959 года Сучилин начинал уже игроком волжской команды. И стал там основным игроком. В этой команде Сучилин провел шесть лет.
1958 год, выпуск газеты "Сталинградская правда"
Профессиональный поворот на 180 градусов
1964 год стал последним для Сучилина, как для футболиста. К этому времени он уже был студентом волгоградского института физкультуры и зарекомендовал себя очень прилежным. В 1966 году, получив диплом и раздумывая над дальнейшем, Анатолий Александрович получил судьбоносное предложение. Огромную роль в этом сыграл тогдашний ректор института, авторитетнейший педагог Борис Гончаров. Именно он предложил талантливому выпускнику должность старшего преподавателя кафедры футбола.
В "Энергии", 60-е
– В то время я уже совмещал учебу и работу детским тренером в родном клубе «Металлург», который тогда уже стал «Монолитом», – вспоминал Сучилин. – Стоял уже на должности старшего тренера ДЮСШ, и вообще думал связать свое будущее с тренерской деятельностью. Но Гончарову, при поддержке еще одной «глыбы» футбола, заслуженного тренера РСФСР, заведующего кафедрой футбола Александра Кузьмича Абрамова, меня удалось уговорить.
Как оказалось Гончаров и Абрамов «связали» Сучилина с институтом физкультуры на всю жизнь. Кропотливый труд, настойчивость, терпение всегда помогают талантам проявить свои лучшие качества. Уже в мае 1971 года Анатолий Александрович успешно защитил кандидатскую диссертацию по начальному обучению футболу детей 8-9 лет. А еще через три года вместе с профессором Александром Лаптевым, вышла в свет первая научная работа Сучилина – научно-методическое пособие «Юный футболист». Эта книга соавторам принесла известность не только в Советском союзе. Книга была переведена и переиздана в Венгрии и Болгарии. В том же 1974 году Сучилин был рекомендован на должность проректора института по научной работе.
В середине 80-х годов прошлого столетия Сучилин стал инициатором создания научной группы, которая работала с командой мастеров «Ротор». Задатки сотрудничества были еще в 81-м, когда тренером был Геннадий Шершнев. Но в полной мере работа пошла при Анатолии Исаеве.
Изучали буквально все, что делали футболисты на тренировках и в игре. Буквально все технико-тактические действия каждого футболиста. Проводили серьезный анализ, а затем рекомендовали тренерам команды элементы подготовки по каждому из их подопечных. «Надеюсь думать, что наша работа помогла «Ротору» развиться и в итоге дойти до призера чемпионата и еврокубков», – резюмировал Сучилин.
Безусловно, многие игроки волгоградской команды лично знакомы. А если учесть, что буквально всех игроков команды, тогдашний руководитель клуба заставлял поступать в институт, то всех перечесть просто невозможно.
– Да, Горюнов тогда говорил своим парням, что рано или поздно играть придется закончить, и надо уже сейчас готовить себе плацдарм, – рассказывал Анатолий Александрович. – Большинство ребят учились достаточно хорошо и прилежно. Очень хорошо учились Володя Морохин, Александр Гузенко, Владимир Васяев. Были, конечно, и баламуты весельчаки, которых приходилось заставлять учиться. Витя Дивак и Саша Никитин были настоящими раздолбаями. Но стоило на них насесть, подстегнуть – превращались в нормальных студентов.
Во главе угла
В 1988 году Анатолий Александрович в демократических выборах был избран ректором волгоградского института физкультуры. Возможно, что 16 лет на этом посту стали расцветом творчества Сучилина. При нем институт получил статус академии, увеличилось число кафедр. Открыты такие как: спортивная режиссура, менеджмент в области физической культуры, спортивные танцы, физкультура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
В 2004 году Сучилин ушел с ректорства, и как сам говорит, вернулся к учебной и научной работе, перейдя на кафедру теории и методики футбола.
Из многочисленных наград и званий, отметим серебряную медаль 1998 года Кембриджского университета «Человек года» за научную работу в области футбола и олимпийского образования.
– С высоты прожитых лет, прожитых лет в спорте, могу сказать, что философия поменялась полностью, вместе со временем, – говорил мне в личной беседе Анатолий Александрович. – Сейчас спорт высших достижений – работа. А раньше это был чисто спорт. Да, советские спортсмены, особенно звезды первой величины, имели какие-то блага, но основная масса выходила на старт не думая, что за это получит. Просто хотелось стать первым на дистанции или победить в игре. Сейчас основная масса считает прибыль еще до старта. В какой-то мере деньги развратили спорт. Хотя по-прежнему он остается зрелищем. Я думаю, что величайшими спортсменами становятся только те, кто прежде всего стремится к победе, а уж потом думает о вознаграждениях.
Справка
Анатолий СУЧИЛИН
Родился 13 октября 1935 года в Сталинграде
Воспитанник клуба «Металлург» (Сталинград).
Выступал за сталинградские «Торпедо» и «Трактор» (1954 – 1958) – 78 матчей, 3 гола; волжскую «Энергию» (1959 – 1964) – более 100 матчей, 36 голов.
После завершения карьеры игрока перешел на преподавательскую работу в волгоградский институт физкультуры. До 1988 года работал старшим преподавателем, заведующим кафедры футбола, проректором по научной работы. В 1988 году был избран ректором института и проработал на этой должности 16 лет.
Президент Поволжской олимпийской академии. Доктор педагогических наук, профессор. Старший преподаватель (1966-1972), заведующий кафедрой футбола (1972-1974), проректор по научной работе Волгоградского государственного института физической культуры (1974-1988). Ректор Волгоградской государственной академии физической культуры (1988-2004). Профессор кафедры ТиМ футбола ВГАФК (с 2004). Академик Академии менеджмента в образовании и культуре (1998), почетный член Американского биографического института (1998), академик Международной академии наук педагогического образования (1999). Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации (1991).
Ученый в области олимпийского образования, теории и методики физической культуры и спорта. Опубликовал более 200 научных и научно-методических работ. Среди них учебники, монографии, учебные пособия, статьи. Дважды лауреат Всероссийского конкурса Олимпийского комитета России (1994, 1998). Лауреат города-героя Волгограда в области образования (2003). Член двух докторских диссертационных советов при Волгоградской государственной академии физической культуры и Волгоградском социально-педагогическом государственном университете.
Награждён орденом Дружбы, Благодарственным письмом Президента России, медалями Госкомспорта России и зарубежных стран: золотой медалью Г. Насера (Египет), серебряной медалью Кембриджского университета «Человек года» (1998), золотым диском Американского биографического института, почетным знаком ОКР «За заслуги в развитии олимпийского движения в России». Заслуженный профессор Волгоградской академии физической культуры. Занесен в Золотую книгу Волгоградской области.
Сергей Алексеев