Волгоград Среда, 04 декабря
Общество, 26.05.2017 16:02

Чтобы получить жилье, волгоградские сироты вынуждены уезжать в Омск и Мурманск, - Эльдар Физиев

Более 3 тысяч детей-сирот в нашем регионе уже многие годы ожидают получения своего жилья, с каждым годом эта армия пополняется новыми очередниками. 

На сегодняшний день наш регион занимает 51 место из всех регионов России по жизненному устройству детей-сирот. Это показатели обеспечения жильем и работой.

Почему так происходит и кто за это в ответе, в рубрике «Лица города» сайта «Блокнот Волгограда» рассказал председатель правления ВРОО  «Объединение по защите прав детей сирот» Эльдар Физиев.

 -Эльдар, на нашем сайте не раз выходили материалы о том, что дети-сироты не могут получить жилье, положенное им по закону. Это что, наш регион таким отличается?

- Дело в том, что до 2012 года дети-сироты во всех субъектах РФ получали денежные средства на приобретение квартир из бюджетов муниципальных образований. А сейчас все финансы принадлежат области. И региональный бюджет сам регулирует все эти вопросы. Если нужно, например, в Михайловку отправляет деньги на детей-сирот. А раньше были у Михайловки денежные средства на эти цели, у Камышина свой бюджет. И муниципалитеты сами эти полученные деньги распределяли.

- Так из-за смены принципа финансирования образовалась такая большая очередность по Волгограду и области?

- Да, это неспособность правильно распределить бюджетные средства.

- Но ведь решение передать финансирование на областной уровень – это было федеральное решение?

- Да, конечно. Во всех регионах теперь такой принцип. Волгоград явно не является показателем успешной работы. Другие регионы справляются лучше. И об этом говорит статистика.

- Но какие-то регионы, несмотря на новую систему финансирования, справляются с задачей обеспечивать жильем детей-сирот, а мы нет. Чего нам не хватает?

- Нам не хватает контроля. Прежде всего. Волгоградская область сейчас находится на 51 месте из всех субъектов РФ по жизнеустройству детей-сирот. У нас нет в законе определенной статьи, ни в уголовном кодексе, ни в гражданско-процессуальном, которая бы наказывала чиновников за бездействие в данном случае. У нас никто не несет ответственность за то, что ребенок останется на улице, останется уже со своим ребенком на улице. Чиновники, в свою очередь, чувствуют свою безнаказанность.

- А какой орган должен выполнять эти функции? Функции контроля.

- В 2013 году вышел закон, выделяются определенные средства. Кто их распределение контролирует? Контрольно-счетная палата должна контролировать. А у нас если деньги и выделяются и доходят, то это жилье получается настолько низкого качества!

- А есть какие-то определенные стандарты и требования, которые установлены для жилья детей-сирот?

- Есть разряд. Например, ветераны получают жилье одного качества, многодетные -другого, военнослужащие – у них тоже свои требования. Так вот дети-сироты получают жилье самого низшего качества. Я выезжал и в Николаевск, и в Чернышковский район, где для сирот построили не дома, а бараки, в которых люди выживают, как могут.

- Какая на сегодняшний день очередь в городе и по области на получение жилья?

- По городу более 1,5 тысячи детей-сирот, по области – более 3 тысяч.

- И с каждым годом это число растет, ведь строительство явно не опережает появление новых детей-сирот?

- Да, все верно. Списки, которые сейчас сформированы на получение жилой площади, это максимум дети 90-х – начала нулевых. Там еще на очереди дети, которые родились в конце 80-х. Средний возраст ожидающих – 25-27 лет.

- То есть это те дети-сироты, у которых уже есть свои семьи?

- Да, но как мы может рассчитывать на полноценное и грамотное развитие в обществе молодого человека, если у него нет своего угла? И никогда не было. Это важно для каждого, не только для сироты, но для сироты особенно, ведь это люди, которые и так лишены самой основной опоры в жизни. А сейчас же все завязано на жилье. Как вы будете учиться, работать, строить свое дело, создавать семью, если у вас нет прописки даже? Кто вас где ждет без прописки?

- Так кто же виноват? И что делать?

- Прежде всего, ошибка в административном регулировании в том, что дети-сироты не знают о том, что им положено, кто защищает их интересы.

- То есть вы хотите сказать, что когда детям-сиротам исполняется 18 лет, им все машут рукой, и дальше ими никто не занимается?

- Я это утверждаю, потому что прошел это все на собственном опыте. Я сам воспитанник детского дома из Руднянского района, в 2003 году я выпустился. Ожидал жилье больше 6 лет, а потом благодаря свое юридической грамотности я дошел до судов и выиграл их.

- То есть сейчас боретесь за права детей-сирот благодаря тому, что сами весь этот процесс прошли?

- Ну а как можно гарантировать КПД в каком-то процессе, если вы в нем не разбираетесь?

По поводу того, что делать. Сейчас мы пытаемся наладить контакт с общественной палатой Волгоградской области, хотим внести инициативу создания рабочей группы, которая будет контролировать именно процесс строительства жилья для детей-сирот. Мы обращались в городскую администрацию, нам ответили, что нет такой проблемы, и никакая рабочая группа по контролю строительства не требуется, в ней просто нет необходимости. Хотя люди, которые ко мне обращаются, они приносят и фото, и видео, которые доказывают обратное, доказывают, что им предоставляется жилье просто вопиющего качества. В нем жить невозможно.

- Многие ли дети-сироты доходят до суда? И что это дает?

- У нас есть три очереди на получение жилья. Областная – это общий реестр, городская - это Волгоград и по муниципалитетам, и по суду. То, что ребенок-сирота подает в суд, выигрывает его с вероятностью 99%, потому что прокуроры очень хорошо защищают сирот. Но что мы имеем? Выходит сирота из суда с решением на руках, встает на очередь по судебным решениям. По судебному решению есть приоритет получить жилье быстрее, потому что за задержку администрация платит большие пени и прочее. Но исполнение все равно стоит на месте. Потому что нет организации, которая бы контролировала сам процесс возведения домов для этой категории граждан.

- Чиновники это объясняют недостаточным финансированием?

- Чаще всего - да. Но если мы говорим о районах области, то привлечение финансов полностью лежит на главах районных администраций. Если он хочет решить вопрос, очередь сократить, он может регулировать поступление бюджетных средств. Они просто не хотят этого делать. Человек избрался, 5 лет посидел и все.

- Эльдар, несколько лет назад у нас в регионе были упразднены детские дома, и дети теперь либо на попечительстве, либо в центрах реабилитации, либо на патронаже, в замещающей семье и прочее. Вот это как-то повлияло на права детей-сирот на обеспечение жильем?

- У нас есть несколько категорий детей-сирот. Либо социальные, это дети при живых родителях, лишенных родительских прав; либо круглый сирота, у которого родители, например, погибли. Гарантия на обеспечение жильем возникает в момент оформления статуса сиротства. Все остальное уже не имеет значения и никак не влияет на эту гарантию.

- Эльдар, а в случае лишения родительских прав дети сохраняют права на жилплощадь своих нерадивых родителей?

- В жилом помещение, в котором они проживали ранее и были прописаны они или их родители, автоматически закрепляется за ними. Но здесь вопрос в другом. Многие закрепляли жилплощадь там, где квартиры или дома до сих пор принадлежат муниципалитетам, это не приватизированное жилье. Так вот, это жилье все равно закрепляется за детьми, и по достижении 18 лет они имею право въехать и жить. Вот это необходимо знать.

- Эльдар, примерно год назад мы делали материал о двух братьях в Ерзовке, которые пытались вселиться в оставленное от родителей жилье, а когда приехали, увидели, что квартира превратилась в общежитие для гастарбайтеров. Вот в этой ситуации кто виноват?

- Администрация. Однозначно.

- Они обязаны были обеспечить сохранность квартиры до достижения братьями-сиротами 18 лет?

- Совершенно верно. Это все регламентируется федеральным законом, что органы опеки и попечительства обязаны следить за сохранностью имущества, и когда ребенок выпускается, если за ним закреплена жилая площадь, до 18 лет они обязаны сохранить данное жилье. Более того, прежде чем это помещение предоставить ребенку, администрация обязана создать комиссию, которая составляет акт обследования жилого помещения. Но схема прописана очень хорошо на бумаге. А вот как она выглядит в действии, мы хорошо видим на примере тех же братьев из Ерзовки.

- А в такой ситуации можно кого-то привлечь к уголовной ответственности?

- Да, мы уже обратились в прокуратуру Волгоградской области. Есть даже бумага о том, что местная администрация пустила туда этих людей для проживания, хотя не имела права, это уголовно наказуемо – сдавать в аренду квартиру детей-сирот. Там вообще интересная очень история. Квартира муниципальная, братьям приписали долги, оставшиеся от родителей, лишенных прав. Там более 300 тысяч рублей, эта сумма скопилась за тот период, что дети жили в детском доме, и эти долги теперь предъявили им. Мы обратились в Городищенскую прокуратуру, она не нашла никаких проблем в этой истории, нам сказали, что все хорошо. Поэтому мы обратились в областную прокуратуру.

У нас каждый 4-ый ребенок на улице – сирота. Это очень большая площадка для работы всех структур и ведомств. И если их упускать, то у нас появится огромный гражданский пласт, негативно настроенный на административный ресурс, пласт людей, которым терять нечего. Ну как мы можем потом их привлечь на какую-то серьезную деятельность, вовлечь в созидательную работу, сделать активными гражданами и патриотами? Да никак. Их упускать нельзя.

- Сколько таких детей ежедневно к вам обращаются за помощью?

- Порядка 50 звонков и сообщений приходит каждый день. Но звонят не только с Волгоградской области, просто знают, что у нас есть такая организация по защите прав сирот. Просят объяснить, помочь, поделиться нужной информацией. Поэтому самое важное сейчас – это найти контакт с администрацией региона.

- А ребенок-сирота может стать на очередь по жилью только в том регионе, где он зарегистрирован?

- Нет. Сирота - он сирота по федеральному закону. Если ребенок-сирота может уехать работать и жить в другой регион, он может спокойно встать на очередь хоть в Москве - где угодно. Главное, чтобы у него был один из важнейших документов– постоянная прописка, ее бояться не стоит, она не дает право пользования жилым помещением, либо справка с постоянного места работы.

- Кто-то из волгоградцев такой возможностью воспользовался?

- Да. У нас были случаи, когда дети-сироты уезжали в Омск, там становились на очередь, и гораздо быстрее получали жилье. Один мальчик переехал в Мурманск. У нас в Волгоградской области показатель в обеспечении детей-сирот жильем – это Волжский.

Справка сайта «Блокнот Волгограда». Эльдар Физиев.

Родился 7 января 1988 года в городе Пермь. С 1994 года воспитывался в Руднянском детском доме в Волгоградской области. В 2003 году выпустился и отправился в армию на Дальний Восток, был заместителем командира взвода, уволился в звании гвардии сержант.

Затем вернулся в Волгоград, поступил в училище №6, в 2009 году поступил учиться в ВГЭТК, потом перевелся в ВГКПТЭиП по специализации «Архитектура».

С 2010 года создал региональный проект "Мы не одни" и начал помогать детям-сиротам. С мая 2016 года - председатель правления ВРОО "Объединение по защите прав детей-сирот".

Если вы хотите обратиться за помощью к юристам общественной организации "Объединение по защите прав детей-сирот", позвоните по телефону 8 937 721 98 36

Анна Дребнева

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Лица города  
ВолгоградЭльдар Физиевдети-сиротыОбъединение по защите прав детей-сирот
0
0