Волгоград Среда, 27 ноября
Общество, 14.12.2016 17:43

Два волгоградских «Аль Капоне» понесут заслуженное наказание, - политолог Александр Сайгин

О политической системе Волгограда, отношении к Путину и хтонических чудовищах региона политолог рассказал в интервью корреспонденту сайта «Блокнот Волгограда».

- В Сети есть фотографии, где вы стоите с плакатами за отставку Путина. Как вы сейчас относитесь к деятельности президента?

- Это старая фотография, 2012 года. Про нее меня достаточно часто спрашивают. Я не был участником митинга. Мы с товарищем просто дурачились: увидели плакаты, которые лежали после завершения митинга и... Всем нам свойственно постебаться. Что касается политики Путина, то отношусь к нему я неоднозначно. С одной стороны, он сделал много на внешнеполитической арене. Его заслугой можно считать, то что он не пошел на попятную в моменты усиленного давления. Среди сегодняшних представителей российской элиты – это самая весомая фигура. Более того – самая разумная фигура, которая умудряется крепко стоять на ногах между сторонникам крайне радикального курса и курса полной либерализации вплоть до отказа от суверенитета. В такой ситуации Путин умудряется быть жестким центристом, и, по факту, порядок до сих пор держится только на нем. С одной стороны – это большая заслуга, с другой – большая беда, потому что в России не работают политические институты. Нельзя сказать, что в этом виноват Путин, но определенную долю он в это внес. Я признаю, что это сильный лидер, поэтому внутриполитический блог Волгограда может успокоиться: в митингах против президента я не участвую и такие настроения не поддерживаю.

- Если говорить о современной политической системе Волгограда, то пациент скорее жив, чем мертв, или наоборот?

- Если говорить о современной политической системе Волгограда, то ее нет. И в регионе ее тоже нет. Есть люди, которые под себя выстраивают определенную модель управления территорией. Но эта модель не имеет системного характера и основывается только на договоренностях. В свое время политтехнолог Дмитрий Бессонов сказал: «Цена всем волгоградским договоренностям –чашка кофе». Пока вы пьете кофе, договоренность существует, как только вы допили кофе и разошлись, один пошел сдавать своего собеседника. Другой, соответственно, тем же занимается. Никакие договоренности в регионе не держатся: нет системы, нет правил игры. Любая система начинается с правил, а у нас правил нет, поэтому ничего не работает.

169054_109178055825014_8059870_n.jpg

- Этот выборный цикл вы провел в Перми.  Хотелось бы спросить: там проблемы схожи с нашими или есть серьезные отличия?

- Есть серьезные отличия. Пермская экономика гораздо сильнее экономики Волгоградской области. При всех неудачах губернатора Басаргина, который за пять лет все-таки умудрился довести бюджет до дефицита, нужно понимать, что долг Пермского края составляет около 5 миллионов рублей, а в Волгоградской области в 2017 году долг сравняется с размером бюджета. В то же время пермские элиты достаточно самостоятельны в принятии решений, никто в рот губернатору не заглядывает, не считают его самым сильным игроком, поэтому там они умудряются оппонировать губернатору. Есть достаточно боеспособные региональные отделения партий, которые также ведут свою игру, отстаивают свои интересы и не прогибаются перед губернатором. Где нужно, они входят в союз, если это помогает их интересам, а где их интересы ущемляются, они стараются оппонировать.  Пермская политика в этом плане поинтересней волгоградской.

- На федеральном уровне есть проект Политбюро, а как вы считаете, в нашем регионе кто самые влиятельные люди?

- В волгоградской политики нет системы, значит и Политбюро, соответственно, нет. Безусловно, одной из сильнейших фигур является губернатор. Другие фигуры, несмотря на то, что им запретили участвовать нормально в экономической жизни и их пытаются всячески ущемить, они тем не менее в политику пока не окунаются. Но сильные фигуры есть, их можно условно назвать хтоническими чудовищами, которые сидят на глубине. У них есть ресурсы гораздо более масштабные, чем у губернатора и у части региональных силовиков, но они пока просто не видят смысла ввязываться в борьбу за регион.

- Назовите фамилии.

- Давайте без фамилий. Это хтонические чудовища, и их лучше не трогать, потому что если на них обращать внимание, то они начнут обращать внимание на тебя. Возможно, они полезут в политику, и тогда ситуация может приобрести другие контуры, очень непредсказуемые. Многим этого не хочется.

- У губернатора есть оппоненты, которые могут стать лидерами и повести регион за собой?

- На данный момент нет. Он единственный политик в регионе на данный момент. Единственный, кто занимается политикой и других туда не пускает. В принципе, никто и не хочет в политику. Ведь политика – это надстройка над экономикой. В Волгоградской области нет экономики, она лежит в руинах, поэтому за что бороться? Просто для фона? Это смысла не имеет. Делать карьеру в Волгоградской области и выходить на федеральный уровень тоже никому не интересно.

11188266_838513516224794_3862816387209511570_n.jpg

- В свое время вы жестко критиковали мэра Гусеву, как вам нынешняя городская власть?

- Кто у нас сейчас относится к городской власти? Нет предмета для критики. Когда человек работает, можно критиковать и хвалить: это делаешь плохо, а это хорошо. Гусева что-то делала. Зачастую она это делала плохо, показушно. У нее была задача вырваться на федеральный уровень. Эту задачу она максимально реализовала. Слава богу, ее теперь не видно в регионе, она здесь никому не мешает, ничем не занимается. Теперь это головная боль москвичей. Если мы говорим про Лихачева, у него есть определенные хорошие моменты. Недавно он дал добро на регулирование рекламного рынка Волгограда. Это, безусловно, хороший знак, потому что у нас очень много незаконной рекламы, которую давно пора из города убрать. Если Лихачеву удастся продавить этот вопрос и навести порядок на рекламном рынке, это будет ему огромный плюс в карму. Если не удастся – будет предмет для критики. В остальном Виталий Викторович невидим, поэтому говорить о его успехах или недостатках невозможно.

- Чунакова очень ругали за новую транспортную схему Волгограда. Лихачев это постановление не отменил, но в него камни не летят. Почему?

- Нет тех, кто бы сопротивлялся. Поэтому и Чунаков его не отменил. Лихачев хотя бы активно не занимается этой темой, он ее не форсирует. Внедрение этой транспортной схемы будет идти очень долго, если даже посмотреть на опыт Пермского края. Дальше возникнут проблемы, чтобы в электронном варианте взимать плату. А у нас волгоградский чиновник отличается тем, что любую тему он может заволокитить на раз-два, даже жизненно важную. Сам по себе перевод транспорта в новую схему неплох: от «Газелей» нужно отказываться – это вчерашний день. Но только на больших маршрутах. На маленьких маршрутах их нужно сохранить, гармонично, системно, комплексно подходить к любому вопросу. Но поскольку системы в Волгограде нет, системно подходить некому. Посмотрите на соседний регионы, которые уже организовали рынок пассажирских перевозок. Есть негативный опыт, а нужно постараться перенять только самое лучшее, а у нас этим занимаются только те, кто имеют коммерческий интерес. Так что посмотрим, что у Лихачева из этого получится.

- Но при этом почему городские власти заглядывают в рот этому новому игроку?

- Потому что у нас до сих пор сохраняется феодальная система в экономическом плане, и в политическом тоже, но в экономическом больше. Люди получают вотчину на кормление – это не только пассажирские перевозки, но аутсорсинг в детских садах. Чистый феодализм.

- Если бы вы стали президентом РФ, ваш первый указ?

- Я не хочу быть президентом России на данный момент. Сейчас есть хороший американский сериал «Последний кандидат», где человек, который никогда не должен был стать президентом, вдруг им становится. Он был технической фигурой, которую держат на крайний случай, но когда внезапно погибло все руководство страны, он становится последним кандидатом, которому выпадает честь стать президентом. Он сталкивается со всеми трудностями. Очень тяжело неподготовленному человеку говорить об указах. Пока ты не заглянул внутрь системы, то, что происходит вне, кажется достаточно очевидным, когда погружаешься внутрь, то пытаться издавать указы и чем-то заниматься – это сложно. Мыслить в категориях «Земля – крестьянам, фабрики – рабочим» - нужно быть дураком. Путин, когда стал президентом, в первый же день около 120 указов подписал. Нельзя говорить о первом указе, как о самом жизненно важном.

2-z1-426402c4-d6d0-47ab-84eb-ac393cb162c8.jpg

- Сейчас журналисты испытывают реальную трудность при работе с депутатами областного и городского собраний. Они безлики, их не знают люди, и они всего бояться. Почему?

- Есть говорящие депутаты. Много говорящих депутатов не бывает. В любой стране и в любом другом городе есть те, кто готов говорить, потому что для них важнее политическая карьера, а есть те – кто не готов говорить. Они либо выступают техническими фигурами, либо занимаются экономикой. Для них депутатский мандат – это инструмент лоббизма. Они реализуют конкретную задачу. Зачем и о чем им говорить с журналистами? Другой вопрос к журналистам – они не пытаются консолидироваться и реагировать на моменты неответов со стороны депутатов или чиновников. Также они не пытаются в полной мере реализовать свое журналистское право. Мы перешли к быстрой журналистики: случилось событие- через 10 минут на ленте новостей должно быть что-то, желательно с комментарием. Нормальная расследовательская журналистика умерла.

- Волгоградская городская дума вновь в центре криминального скандала. Появилась информация об участии двух действующих депутатов, которые еще пару лет назад были заместителями главы Волгограда, в незаконной деятельности. Это политический или кадровый кризис?

- Нет кризиса. Первый момент – кто был готов зайти в Волгоград и бороться за свои интересы, тот и зашел в город. Второй момент – пока суд не вынес решения об их виновности, они могут быть только подозреваемыми. Мое личное оценочное суждение – да, виновны. Не только в том, что им инкриминируют. Просто никто этими вопросами четко не занимался, не пытался их расследовать. В свое время Аль Капоне тоже посадили за неуплату налогов, хотя за ним и других криминальных грехов было более чем. Вот два волгоградских «Аль Капоне», я очень надеюсь, понесут заслуженное наказание, и больше не будет таких казусов.

- Ваша любимая книга?

- Роман «Гиперион» Дэна Симмонса. Хорошее, глубокое, фантастическое произведение с хорошей моралью. Заложен образ будущего. Есть философский смысл, который мне близок, что время не линейно и что все всегда можно изменить.

- Ваш девиз?

- Быть честным с самим собой.

- Оставьте предновогоднее пожелание политикам Волгограда и жителям города.

- Политикам желаю начать заниматься именно политикой, а не той имитацией, которой они занимаются. Жителям желаю не быть пассивными. Нужно помнить, что у вас есть не только обязанности, но и права. Тогда все получится.

Справка «Блокнота Волгограда»

Александр Сайгин, 28 лет;

Окончил ВолГУ;

На данный момент являются заместителем директора института региональных исследований ЮФО. 

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Лица города  
ВолгоградАлександр Сайгин
0
0