«У нас теперь проезд 62 рубля?»: двойная нажива на билетах процветает в Волгограде
Читайте также:
- Обновление автобусов обернулось транспортным коллапсом в Волгограде (15.12.2023 11:17)
- Только один из 100 волгоградцев поедет за границу на новогодних каникулах (15.12.2023 10:45)
- Циклон «Ваня» принесет метель в Волгоград на выходных (15.12.2023 09:49)
- Гандболисток из Волгограда будто подменили в раздевалке (15.12.2023 09:16)
Волгоградцы уже привыкли к терминалам бесконтактной оплаты — устройствам на поручнях в троллейбусах и автобусах, к которым достаточно приложить банковскую или транспортную карту, чтобы оплатить проезд. Это удобно и быстро, когда когда происходит так. Но все чаще пассажиры сталкиваются со сбоями, которые способны не только испортить настроение, но и обеспечить административный протокол.
Троллейбусы на маршруте № 8а стали одними из первых, где кондукторов заменили на устройства для самостоятельной оплаты. Первое время на рейсе работали сотрудники-кондукторы, которые рассказывали, как управляться с «коробочкой». Периодически на остановках в салон заходит проверка, так что проехать без оплаты получится, но недалеко. Поверяльщикам можно показать бумажный билет (если оплачивали поездку наличными), либо приложить банковскую или транспортную карту к терминалу сотрудника. Во втором случае ничего дополнительно не списывается: сотрудники считывают данные с терминалов оплаты и проверяют у пассажиров, оплатили ли они поездку.
Звучит это приятно, но на деле раз за разом происходят странности. Складывается ощущение, что тотальное наплевательство и отказ перевозчиков адаптировать новые системы для удобства пассажиров приводит к разводу людей на деньги. Раз за разом волгоградцы рассказывают истории о том, что платить приходилось по двойному, а то и по тройному тарифу. Просто потому что у терминала оплаты что-то пошло не так.
Летом этого года у терминалов оплату пропал звуковой сигнал "Оплачено" при якобы прохождении оплаты. Такая ошибка вводила в заблуждение пассажиров и вынуждала их платить дважды.
А в мае Юлию Оболонину контролеры выставили ее из троллейбуса №10а и завели протокол о неуплате. Волгоградка уверяет — терминал подал сигнал об оплате. Доказывать свою правоту Юлии пришлось лично: ехать в отделение "Волна", брать распечатку оплаты и идти на разбирательства в администрацию Тракторозаводского района.
— Что это за безобразие? Вечно у них виснут терминалы оплаты, а пассажиры должны отвечать за это? Для начала надо отрегулировать терминалы.
Без протокола и показательной высадки закончилась история другой волгоградки.
— Поездка на троллейбусе № 8а мне обошлась в 62 рубля — в одну сторону, на одного человека, — рассказывает Анна. — При входе в салон, я сразу приложила карту Сбера к терминалу. Каюсь, что именно прозвучало — «оплачено» или «отказ» — я не расслышала из-за наушников. Деньги там были, поэтому и сомнений не возникло. За одну остановку до выхода подошла проверка, и я с удивлением узнала, что еду «зайцем». Приложила карту еще раз при сотрудниках — снова отказ: «Ваша карта в банковском стоп-листе». Мне уже надо было выходить, но было бы странно выбежать из транспорта, так ничего и не оплатив. К счастью, в сумке нашлись наличные, оплатила проезд у водителя за 32 рубля и вышла. Все бы ничего, но спустя 10 минут банк прислал оповещение о списание 30 рублей за оплату билета через терминал. Сумма мизерная, но заплатить мне ее пришлось из-за косяка «Метроэлектротранс» и их аппаратуры. Получается, в первый раз у меня оплата все-таки прошла? Как так...
Вернуть деньги за двойную оплату можно, но для этого придется нырнуть в бюрократическое болото. Этот механизм не отлажен
Банковский стоп-лист — это популярная причина отказа. Она возникала и у терминалов кондукторов. Тогда сотрудники безапелляционно отправляли пассажиров с этим затруднением в банк — он-де виноват, стоп-лист же «банковский». Более разговорчивые кондукторы поясняли, что иногда оплата с карты блокируется, если ранее вы пытались оплатить проезд при нехватке средств на счету.
— Я почувствовал себя эталонной дубиной, когда пошел в банк с этой проблемой, — вспоминает житель Красноармейского района Роман. — Мне посоветовала это сделать кондуктор и я, как добросовестный человек сходил. Сотрудница банка спросила, все ли платежи блокируются. Нет, говорю, только в транспорте. Девушка поморгала и спокойно объяснила: если проблема есть только в одном месте, то проблема в этом месте, а не в карте, банк ничего не блокировал. Звучит логично. В итоге карту разблокировать мне так и не удалось. Помогла только замена «пластика».
Наличие недобросовестных пассажиров отрицать глупо. Но получается, что отдуваться за нерасторопность системы оплаты в транспорте приходится расплачиваться пассажирам. Вместо того, чтобы проработать возможность списывать оплату долга, когда пассажир в очередной раз пытается оплатить проезд, карта попросту блокируется.
— Возникают вопросы, а пытались ли они вообще наладить свою «платилку»? — недоумевает Ирина из Дзержинского района. — Мне приходят оповещения о списании в полночь, в 1:17, в 3:16 ночи... Платежные транши на Марс и обратно что ли идут? Я на платежной карте вообще не храню крупные суммы денег из-за базовых требований безопасности (мало ли что может с картой случится, ее и украсть могут), перекидываю по мере необходимости. Получается, мне нужно в голове держать, что я четыре раза проехала на транспорте, с меня должны списать вот столько-то денег, поэтому до трех ночи ждем и держим на карте нужную сумму? Почему деньги не списываются сразу, как обычно и бывает.
Судя по рассказам пассажиров, в банковский стоп-лист карты попадают из-за затяжного процесса списания. Предположительно, так: на момент прикладывания карты к терминалу деньги есть, вы как будто получаете билет, звучит звуковой сигнал "Оплачено", но позже сумма на счету становится недостаточной, и в этот момент происходит непосредственное списывает деньги. Если вы прикладываете карту, на которой денег меньше, чем стоит билет, то терминал громогласно огласит: «Недостаточно средств», — но никакого блэк-листа не грозит.
Пётр Ефремов
Новости на Блoкнoт-Волгоград