Экономист из Волгограда Екатерина Кособокова рассказала, что ждет регион после пандемии
Заведующая кафедрой экономики и финансов Волгоградского филиала РЭУ имени Плеханова, кандидат экономических наук, доцент Кособокова Екатерина Вячеславовна уже 32 года работает в университете. Преподаватель является автором 120 работ из них 15 учебных пособий, двух монографий. Сегодня Екатерина Кособокова стала героем рубрики «Лица города» от «Блокнот Волгограда».
- Почему выбрали преподавательскую деятельность? Кто или что вас вдохновили?
-Совершенно случайно. В 1996 году после окончания Волгоградского филиала Московского государственного университета коммерции мне предложили остаться в филиале. Освободились учебные часы. Руководство предложило попробовать себе в должности ассистента кафедры. Карьера преподавателя всегда считалась престижной и почетной. Работать преподавателем оказалось непросто, но у меня стало получаться, так и осталась в этой сфере.
- Сколько лет вы занимаетесь педагогической деятельностью?
- Общий стаж работы в университете у меня 32 года. Педагогический - более 20 лет. Я коренная волгоградка, всегда работала в одном образовательном учреждении, только называлось оно по-разному. В 1991 году я поступила в наш филиал, тогда это был Волгоградский филиал Московского государственного университета коммерции. Учебное заведение выбрала не случайно, в то время это был один из старейших вузов города с почти 65-летний историей. Потом осталась здесь работать. С 2000 года началась моя педагогическая деятельность: ассистент, преподаватель, доцент кафедры и постепенно дошла до должности заведующей кафедрой. Наш Филиал был образован еще в советское время, мы пережили перестройку, рыночные преобразования и сегодня это один из ведущих экономических вузов региона – Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова.
- А как вы учились в школе? Предполагали ли вы в те годы, что станете педагогом?
- Не подозревала абсолютно, как сложится моя жизнь. Училась в школе №34 в Краснооктябрьском районе. Никогда не была отличницей, не думала, что свяжу жизнь с преподавательской деятельностью. Моя мама всю жизнь была директором центрального магазина обуви. Там прошло мое детство и юность, поэтому меня всегда привлекала торговля, была интересна эта сфера. Видимо это стало решающим и пошла учиться в университет коммерции, который сегодня вырос до экономического университет имени В.Г. Плеханова. То есть жизнь внесла свои коррективы, но я об этом не жалею.
- Расскажите про ваши научные достижение. Какое из них самое значимое и почему?
- Лично для меня самым значимым моим достижением в науке стала защита диссертации кандидата экономических наук. Это не просто формальный статус, это большой труд, и я думаю, каждый, кто прошел этот путь, меня поддержат. Защитилась я в 2007 году и в 2020 году мне было присвоено научное звание доцента. Для меня лично это огромное достижение и. Сегодня я продолжаю заниматься научными исследованиями в области экономики и финансов.
- Что вам интереснее: исследовательская или преподавательская деятельность?
- Мне больше по душе преподавательская деятельность, хотя я считаю, что в вузе преподавание и научная работа тесно взаимосвязаны и не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Мне нравиться работать со студентами, делиться своими знаниями и опытом, нравится видеть, как меняется молодежь, вырастая из вчерашних школьников в специалистов. У меня получается найти контакт с аудиторией. И бывает очень приятно, когда через 10, 15 лет вчерашние студенты присылают поздравления с праздниками, здороваются при встрече, с удовольствием откликаются на приглашения. Мы в Волгоградском филиале РЭУ часто проводим встречи студентов с выпускниками, достигшими профессиональных успехов, которые делятся своим опытом и говорят о том, что им дал наш вуз.
- Сколько дисциплин вы преподаете?
- Очень бы хотелось остановиться на чем-нибудь конкретном, но получается, что сейчас в каждом вузе преподавателю приходится вести разные дисциплины. Дисциплин много: «Экономика фирмы», «Экономический анализ», «Финансы», «Инвестиционная деятельность предприятия», «Оценка эффективности проектов», «Управление инвестиционными проектами», «Страхование», «Финансовый менеджмент». Мне ближе всего предметы, связанные с инвестициями.
- В вашей семье были педагоги? Хотите, чтобы ваши дети освоили эту профессию?
- Педагогов не было. Я единственная. Что касается моей дочери, она уже выбрала свой профессиональный путь, который не связан с преподавательской деятельностью. И вряд ли уже его поменяет.
- Как вы оцениваете экономику в регионе?
- Сегодня много мнений и информации о нашей экономике. Я могу единственное сказать, что многие ругают наше правительство, я придерживаюсь нейтральной точки зрения, соглашаясь по некоторым позициям с принимаемыми решениями, в других случаях не понимаю их.
На сегодняшний день на социально-экономическое развитие области значительное влияние оказало распространение новой коронавирусной инфекции, которое стало масштабным вызовом для всех российских городов и экономики страны в целом. Введенные на федеральном и региональном уровнях ограничительные меры в 2020 году наиболее затронули такие сферы деятельности как торговля, сфера услуг, в том числе в области спорта, культуры и досуга, общественное питание, перевозки, туризм. Наибольший спад наблюдался в секторах экономики, ориентированных на потребительский спрос, поэтому со стороны простого обывателя и мелких предпринимателей очень болезненными оказались многие меры. Промышленное производство и строительная отрасль вносят основной вклад в экономический рост области. Оплата труда работников и социальные трансферты с учетом инфляции демонстрируют положительную динамику. Более позитивная ситуация в социальном секторе экономики обусловлена реализуемыми мерами Правительства РФ, которые были направлены на сохранение доходов граждан: единовременные выплаты семьям с детьми, расширение выплат пособий по безработице и другие. Мое мнение, экономическое развитие Волгоградской области должно предполагать развитие промышленного, транспортно-логистического, туристического и научного центров. В целом ожидается частичное восстановление экономики, однако восстановление пока не завершено.
- Помимо работы у вас хватает время на хобби? Расскажите, чем занимаетесь в свободное время?
- Времени если честно, не очень хватает. Есть помимо работы интересы, например, очень люблю путешествовать: новые страны, знакомства с новыми людьми, культурами – это всегда мне интересно. На культурный досуг времени остается немного, но всегда, когда предоставляется возможность посещаю спектакли Нового экспериментального театра. Буквально на прошлой неделе была на премьере спектакля «Эдит» о жизни Эдит Пиаф, меня очень тронуло, актеры – молодцы. Люблю заниматься йогой, по возможности хожу в бассейн, баню.
- Помимо экономической литературы, какую еще читаете? Расскажите, какие ваши любимые авторы и произведения?
- Могу сказать, что экономическую литературу я не так часто читаю, именно учебники, книги. Сегодня все очень стремительно меняется, хочется поделится со студентами актуальными данными. На лекциях стараюсь больше дать аналитики, часто пользуюсь интернет-ресурсами. Из учебной литературы советую студентам всегда учебники, пособия в которых сочетается теория и практика. Что касается художественной литературы, то здесь у меня нет каких-то особых предпочтений, как говорится, по настроению… Например, тронуло произведение Набокова “Камера обскура”, – очень интересная книга о человеческой слепоте, о непознаваемости мира и абсурде существования. Нравится Анатолий Рыбаков.
- Расскажите, планируете преподавать в Волгограде, или есть планы переехать в другой город, а может страну?
- Я работаю в Волгоградском филиале РЭУ им. Г.В. Плеханова с 1990 года, мне нравится наш филиал, планирую работать здесь и дальше. В нашем филиале хорошие традиции, мы поддерживаем преемственность поколений. Наш филиал небольшой, все друг друга знают, каждый студент на виду, это как маленькая семья, чего нельзя сказать о крупных вузах. Меня это очень привлекает. С другой стороны, я горжусь, что работаю здесь. Наши выпускники получают качественные знания, классическое базовое образование, которое позволяет им быть востребованными не только в Волгограде, но и в других регионах России, в странах СНГ и Европы. Среди выпускников Волгоградского филиала есть руководители структурных подразделений региональных и муниципальных органов власти, депутаты Государственной, областной и городской дум, основатели и руководители крупнейших в Волгограде предприятий торговли, промышленности, РГБ, финансово-кредитной сферы.
Я считаю это в том числе своей заслугой, и уходить из вуза не собираюсь. Это моя семья, это большая часть моей жизни. Да, в Москве, наверно, престижно, может быть финансово более привлекательно, но там есть свои кандидаты, во всяком случае, меня пока не приглашали, но я и не отправляла свое резюме в другие учебные заведения.
- Что посоветуете начинающим исследователям и преподавателям? Какие качества должен иметь преподаватель?
-Профессия подходит не всем. Будущему специалисту для работы со студентами понадобится целый набор не только профессиональных, но и личных компетенций. Если вы решили связать себя с этой профессией, нужно быть многогранной личностью и понимать, что работу придется делить с семьей, потому что она станет частью вашей жизни. В образовании и науке по-другому нельзя. Это не говоря о необходимости быть интеллектуальным человекам, обладать преподавательским мастерством и, что очень важно, постоянно учиться, в том числе и у студентов. Да, это процесс взаимообратный, если можно так сказать. Но это интересная работа и жизнь, и я благодарна нашим молодым плехановцам за то, что они не дают нам расслабляться и позволяют чувствовать себя всегда востребованными.
Беседовала Диана Омарова