«Это долго еще будет тянуться»: ветеран ВОВ о мобилизации, мирной жизни и тайнах долгожительства в Волгограде
Читайте также:
- В «Волгофарм» намерены увеличить онлайн-продажи, вложив с сайт более 770 тысяч (22.09.2022 14:38)
- «Отец избивал мать на ее глазах»: алкозависимая Алиса из Волгограда пополнит ряды «Новых Пацанок» (22.09.2022 13:03)
- Волгоградская полиция назвала фейком рассказы о массовой проверке машин с мужчинами-водителями (22.09.2022 10:36)
- Дождь и геомагнитная буря ожидаются в Волгоградской области 23 сентября (23.09.2022 05:00)
- «Никакой брони у депутатов нет»: Вячеслав Володин разъяснил особенности частичной мобилизации (22.09.2022 09:09)
В городе-герое Волгоград живет удивительный человек – Александр Николаевич Ерёмин. 95-летний долгожитель прошёл через тяготы Великой Отечественной войны, со школьной скамьи служил на речном флоте, встретил любовь всей жизни, а еще воспитал славного сына. О своем пути Александр Николаевич поведал корреспонденту «Блокнота Волгограда».
Перед началом записи Александр Николаевич признался, что ему порядком поднадоели журналисты с похожими вопросами про войну. И действительно, на просторах Интернета можно найти множество достойных материалов наших коллег, в которых отражен боевой путь Александра Николаевича. В этом интервью корреспондент "Блокнот Волгограда" сделал уклон на раскрытие мирной стороны жизни почетного волгоградца.
Мы узнали секреты долголетия Александра Николаевича, услышали его довоенные детские воспоминания и рассказы о послевоенном времени.
- Ваше первое или самое яркое воспоминание из детства. Еще до того, как началась война. Какими вы запомнили папу, маму, школу? Были какие-то кружки?
- Я хорошо помню, какие предметы любил в школе, - начинает Александр Николаевич. - В школе самым главным предметом для меня была арифметика, а русский немножечко туговато шел. Все было хорошо еще с историей, географией и естествознанием.
Еще в детстве я для себя занимался боксом. Так, чтобы на случай, если кто-нибудь нападёт – отбой дать. Играл на трубе. Вечером по воскресеньям на танцах мы собирались с ребятами и играли вальс. У нас был свой коллектив: человек 8 или 10. И гармонь, и баян, все было. Играли и на танцах, и на похоронах. На свадьбах играли только у богатых.
На фото: дедушка Александра, его отец и сам Александр в юности
Папа был строгим, но хорошо занимался моим воспитанием. Следил, чтобы я не пил, не курил. Давал мне книги по судостроению, судовождению. Приучал меня к таким походам. Каждое лето мы с ним ходили до Астрахани (на речном судне), и я выполнял все его поручения. Он меня научил: причаливать, отчаливать, даже доверял стоять за штурвалом.
Мама очень много трудилась, потому что нас у нее было четверо: я, младший брат и еще две сестры. Каждому хотела уделить внимание, но, конечно, из-за того, что времена были тяжелые - не всегда удавалось.
- О чем мечтали в детстве? Вас манили дальние страны как путешественника?
- Я хотел пойти в морской флот, но папа сказал, что я буду молодой, там пить можно начать и испортиться. Говорил, что стану там избалованным - и не разрешил туда пойти.
Архивное военное фото с затопленным судном
- Как вы узнали о начале войны? Как отреагировали на это взрослые?
- В тот день я был с отцом на баркасе. Нам по радио сообщили. Все взрослые поникли тогда, духом упали.
- Было страшно, когда город начала бомбить немецкая авиация? Как вы скрывались от бомбёжек?
- Очень было страшно. И дети, и женщины, и мужчины - все сбегались к водокачкам. Туда немцы не скидывали снаряды, потому что планировали заселиться в город и не хотели повреждать важный доступ к ресурсу.
- Что вас морально спасало и что помогало держаться, продолжать работать?
- Все ждали, что конец войны будет близко, все его хотели. Когда немцы начали отступать, тогда люди воспрянули духом и стали работать лучше. Стали работать и по 10, и по 12 часов. Все для фронта делали.
Книга об участниках Великой Отечественной войны, в которых есть фото Александра
- Расскажите подробнее о вашей работе на судне в 15 лет...
- Я отучился на курсах для капитанов в бывшем особняке царицынского купца Голдобина и начал помогать отцу, работавшему на буксире. Тут всякое было. Мы таскали паромы со снарядами, переправляли раненых, выходили с наркомом речного флота. Однажды мне довелось взять командование буксиром «Пожарский», который остался без капитана. Я плыл по горящей реке. Страшно это было: горело все до самой Бекетовки. Столько людей на лодках-бревнах плыли, все погибли.
Александр показывает фотографии
- Мы знаем, что однажды среди тех, кто пытался переправиться через Волгу, вам встретилась особая девушка. Маруся. Расскажите подробнее о ней.
- Она хотела переправиться через реку. Мне она так понравилась: милая, улыбается, краснеет. Я ей помог: схитрил, и сказал, что учились вместе и что я ее знаю. Наверное, комиссар и капитан поняли, что что-то тут не чисто, но пошутили, что "невеста!" и взяли. А в 1947-м году я снова ее встретил. Мы стали дружить, встречаться. После меня в армию забрали на три года, но Маруся меня дождалась, и мы снова повстречались, а после - поженились. И прожили вместе 67 лет. Сейчас ее уже нет.
Александр и Мария
- А что вас зацепило в Марусе?
- Она добрая, ласковая, желательная. Никого не обидит никогда. Мне все мои сверстники завидовали. У нас с ней не было серьёзных конфликтов или ссор. Так, если впереди предстояло что-то купить дорогое. Например, шубу. Она сначала мне аккуратно скажет еще осенью: "Шурик, холода близко, нужно шубу купить", а я, кончено злюсь, что вот, много денег на это уйдет. Она отвечает: "Ну хорошо, ты приди в себя, и позже поговорим". И, когда зима уже приходит, я смотрю - и правда холодно. Сам к этому разговору возвращаюсь и покупаем шубу, потому что понимаю, что необходимо.
Александр и Мария
- Читали, что потом она стала вашим матросом и вы вместе работали на флоте. Как удавалось не надоедать друг другу, если и днем и вечером вместе?
- Нет, совсем не уставали. Нам хорошо было вместе. Арбузы из Астрахани возили, еще и по путевкам на отдых ездили.
- У вас родился сын Сережа. Он пошёл по вашим стопам в речники?
- Мой сын не пошел по моим стопам. Однажды я его позвал с собой в Астрахань плыть, он согласился, но на реке туман поднялся. А мы в туман не можем двигаться на судне и просто стоим. Серёжа в бинокль смотрит и говорит: «Да там же по берегу ходят люди, а я сижу здесь на воде. В гробу видал я твой флот!». И окончил строительный институт.
Сын Александра и Марии - Сергей со своей супругой
- В кого пошел характером Серёжа?
- В супругу. Он такой дисциплинированный, добрый, тихий, помогал всегда. Говорил: "Папуля, все сделаем.", если я ему что-то поручал. Очень много читал разных книг. Его одноклассники просили даже на переменах рассказывать интересные истории. Все кругом собирались возле него и слушали. На родительских собраниях учителя хвалили и спрашивали: "Где вы нашли такого сына?". Был отличником.
Вот, он кончил строительный институт и работал на "Баррикадах" начальником.
Стоит отметить, что у Александра Николаевича также есть внучка от Серёжи - Юлия. И подрастает правнук. Все очень гордятся своим дедушкой и каждый день звонят, интересуются как дела. Периодически навещают дедушку и помогают ему. В свою очередь Александр Николаевич с любовью рассказывает про своих родных и показывает их фотографии.
Александр Николаевич показывает свадебное фото внучки
- Вы очень бодро выглядите. С виду сложно угадать ваш возраст. Можете поделится с нами секретом долгожительства?
- Я занимаюсь гимнастикой и вечером, и днем. Не курил никогда, а на суднах всегда находил время купаться в речке. Пью только по праздникам водку. Немного. К врачам не хожу. За давлением слежу и принимаю таблетки. Свежий воздух очень помогает (Прим. в доме почетного старожила окна, несмотря на осеннюю прохладу, были открыты). Хожу, гуляю каждый день во дворе дома.
Александр Николаевич живет один. Сам следит за порядком в доме, готовит себе пищу. В доме стоит приятных запах чистоты и свежести.
- Как вы пережили эпоху короновируса?
- А я не заболел и прививку не делал. Ходил везде также: на рынок, в магазин, только еще и маску надевал.
- А вы как-то особенно следите за питанием? Ограничиваете себя в чем-то?
- Меня моя супруга научила готовить. Я сам, когда хочется, ставлю тесто и делаю пирожки. А питаюсь как душа требует. Специально себя ни в чем не ограничиваю: захотелось яичницы – сделаю себе яичницу. А захочу – схожу в столовую. Пить стараюсь немного.
Почетный волгоградец совершил дневной променад вместе с командой «Блокнот Волгограда». Сделал для нас мини-экскурсию по своему двору.
Пока мы гуляли - встретили местных дворняжек. Корреспондент "Блокнота" поинтересовался, были ли у Александра Николаевича и его детей домашние питомцы. Волгоградец признался, что собак или кошек в квартире не очень любит.
- У нас в Краснослободске была собака, охраняла дом. А кошки в квартире – это я не очень понимаю. От них ведь так много шерсти, еще и запах дурной остается.
Во время прогулки Александр Николаевич встретил почти свою ровесницу, 92-летнюю старушку. Они обменялись приветствиями.
Ввиду последних событий мы не могли не поинтересоваться у Александра Николаевича тем, как он относится к СВО и частичной военной мобилизации. Последнюю объявили ровно в день нашей встречи.
- Я думаю, что долго все это еще будет тянуться, - сказал Александр Николаевич. – Там еще впереди – Днепропетровск. Его нужно освободить, потом Харьков. Много еще надо освобождать. От Украины останется клочок и все.
Кроме того, мы попросили сказать напутствие и пожелание потомкам.
- Любить Родину нашу Россию, уважать и почитать старших. Уступать место в общественном транспорте. А еще - как можно лучше учиться. Знания помогают занять лучше должность. Это важно.
Благодарственные письма Александру Николаевичу
Александр Николаевич во дворе
На фото - внучка Александра Николаевича
Светлана Самойлова