Волгоград Четверг, 28 марта
Экономика, 03.11.2022 15:28

Фекальный провал в Волгограде вынес на федеральную повестку проблему всех коммунальных концессий страны

Фекальное ЧП в Волгограде, оставившее без воды и тепла на пять дней около 200 тысяч жителей, еще продолжают ликвидировать, но власти уже задумались о том, как предотвратить проблему в дальнейшем. А то, что она исключена в будущем, гарантировать никто не берется. Недаром глава региона Андрей Бочаров на заседании оперштаба сказал, что при такой степени износа труб 50-летних труб рвануть может в любом месте, и не один раз. Проблема, с которой столкнулся сегодня Волгоград, на самом деле актуальна для любого другого региона, где не сумевшие обуздать коммунальное хозяйство власти просто передали его в концессии. 

При этом главной проблемой коммунальных сетей, как и в Волгограде, в большинстве регионов страны является их существенный износ. По данным Минстроя, озвученным в феврале этого года, обновление структур ЖКХ в стране потребует порядка 4 триллионов рублей. Тогда же на тематических парламентских слушаниях было заявлено, что в стране в замене нуждаются 31% теплосетей, 44% водопроводов и 46% сетей канализаций. Понятно, что проблему не решить ни за год, ни за два, поэтому сейчас власти регионов с тощими бюджетами оказались вынуждены решать проблемы коммунальных коллапсов самостоятельно.

Цена вопроса

На примере Волгограда уже сейчас ясно, что ни один частник не готовился к незапланированным расходам в виде масштабных аварий. В концессионные планы и графики инвестиций выглядят гладко только на бумаге, да и то не везде. К примеру, в Волгограде на 2021–2023 годы ООО "Концессии теплоснабжения" обозначили размер инвестиций всего в 1,5 млрд рублей - по 500 миллионов в год. В мэрии честно ответили, что этих денег хватит лишь на реконструкцию сетей с большим износом. В условиях, когда пятая часть жителей города-миллионника осталась без воды и тепла, власти просто вынуждены брать на себя затраты по разруливанию коллапса.



Во сколько обойдется ликвидация аварии и ее последствий - говорить пока рано. Однако уже сейчас ясно, что стоимость новых труб и работа по их замене - это цветочки. Фекальными стоками разрушило большую часть благоустройства склона поймы реки Царица. В 2019 году на эту стройку из бюджета выделили 141 миллион рублей. Сейчас сквер Пахмутовой по сути придестя строить заново. Кроме того, затрат потребует ликвидация последствий обильного орошения сквера фекальными водами. Сейчас распространение патогенов сдерживается низкой температурой, но случись ЧП летом, в жару, Волгоград мог оказаться на пороге эпидемии со всеми вытекающими последствиями.

благоустройство склона.jpg

Сейчас, когда рабочие заканчивают монтаж второй ветки поврежденного коллектора, со всей остротой встал вопрос - в каком состоянии находится оставшаяся до насосной станции часть трубы, пролегающая под парком вокруг музея "Россия - моя история". Если власти сочтут целесообразным менять и его, чтобы предотвратить возможность таких порывов в будущем, по сути придется заново ремонтировать и часть недавно благоустроенного парка. А это снова - десятки, а то и сотни миллионов рублей.

Еще одним важным пунктом финансовых затрат в случае масштабного ЧП на концессионных сетях может стать выплата компенсаций бизнесу и жителям. В Волгограде призыв депутата гордумы подавать коллективный иск против концессий уже поддержали более тысячи человек. Второй иск депутат предложил подать предприятиям, которые вынужденно простаивали в эти дни.

Наконец, экологи только подсчитывают масштаб ущерба, нанесенного экологии массовым выбросом нечистот в Волгу. 

По факту цифра итоговых затрат на ликвидацию последствий фекального ЧП в Волгограде может перевались не только за сотни миллионов рублей, но и дойти до миллиардных значений. И хотя формально за содержание канализационных коллекторов в городе-герое до 2044 года ответственность несет концессионер в лице ООО "Концессии водоснабжения", по факту введение режима ЧС в двух районах города потребовалось именно для того, чтобы работы были профинансированы из областного бюджета.

За чей счет банкет?

Концессионер, в ведении которого находятся сегодня коммунальные сети Волгограда, в ситуации ЧС оказался настолько беспомощным, что даже ликвидировать прорыв доверили совершенно посторонней компании. Кроме того, в области оперативно подкорректировали документы об использовании средств резервного фонда. В день коммунального ЧП 28 октября губернатор подписал постановление о внесении изменений в действующее постановление о порядке использования средств резервного фонда администрации региона. В нем появился новый пункт, позволяющий компенсировать из средств фонда ранее произведенные непредвиденные расходы муниципальных образований в случае, если решение принято губернатором или администрацией Волгоградской области.

компенсации.png

Поможет ли страховка?

Когда накал страстей немного спал, а волгоградцы успели вновь насладиться благами цивилизации в полном объеме, некоторые активисты заявили, что выход лежит на поверхности - сети нужно лишь застраховать. На деле все обстоит не так просто. Обязанности страховать имущество или ответственность при его использовании действующим законодательством РФ не предусмотрено. Оно лишь возлагает на концессионера обязанность поддерживать объект в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, а также нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением. Чаще всего иных пунктов в соглашениях нет, поэтому, по утверждению страховщиков, в добровольном порядке страхование государственного/муниципального имущества и ответственности за вред при его использовании осуществляется крайне редко.



- Если бы у коммунального предприятия – предприятия эксплуатирующего канализационные сети был полис экологического страхования, все расходы на локализацию и ликвидацию последствий данного масштабного коммунального ЧП были бы компенсированы в полном объеме за счет страховой организации, заключившей с данным предприятием договор экологического страхования, - поясняет вице-президент ВСС  Светлана Гусар. - Экологическое страхование на всех развитых рынках является неотъемлемой частью устойчивого развития экономики. К сожалению, в России это пока не так.

Самой существенной причиной, препятствующей распространению такого вида страхования, эксперт называет размытость ответственности хозяйствующих субъектов. 

- Предприятие не может оценить те последствия его деятельности, которые могут привести к экологическому вреду. А когда вред уже причинен, никто не спешит компенсировать ущерб: в добровольном порядке компенсируется менее 0,01% предъявленных исков. Еще одна проблема заключается в том, что налоговое стимулирование данного вида отсутствует: добровольное страхование ответственности не подлежит включению в расходы (себестоимость) для предприятия. В силу этих и других причин пока добровольное экологическое страхование существует в незначительном объеме, - говорит Светлана Гусар.

Эксперт считает, что спрос на экологическое страхование появится только тогда, когда бизнес будет понимать, что ему не уйти от претензий, и нужно искать источники покрытия этих возможных убытков. Пока защиту экологических рисков покупают, в основном, крупные сознательные предприятия. Средний бизнес не осознает реальных объемов ущерба, которые могут быть взысканы в случае причинения вреда экологии. Конечно, эту ситуацию нужно кардинальным образом менять.

- Некоторое время назад на площадке ВСС были подготовлены предложения по развитию страхования экологических рисков. Сейчас, как нам кажется, государство должно не регулировать каждую отрасль отдельно, а принять единую концепцию, которая в первую очередь будет понятна бизнесу: за что бизнес должен платить, в каком объеме существует ответственность, каковы источники формирования компенсации в случае ее возникновения. Иными словами, нужно сделать понятным и прозрачным полный объем ответственности, который несет предприятие за вред экологии, - отмечает эксперт.

По мнению страхового сообщества, страхование может быть только одним из вспомогательных инструментов компенсации потенциальных убытков предприятия, и оно не должно быть безальтернативным. При этом бизнес должен четко понимать, что нужно иметь финансовые гарантии, а какой конкретный способ он выберет – это его решение.



Предложения по развитию экологического страхования представители страхового рынка подготовили еще в 2020 году. Текущая ситуация только лишний раз показала, что необходимость корректировки законодательства об окружающей среде назрела. 

- Мы предлагаем к предприятиям первой и второй категории из реестра ОНВОС (объект негативного воздействия на окружающую среду) предъявлять требования по наличию финансовых гарантий, которые в будущем должны покрыть расходы на ликвидацию ущерба окружающей среде. Это сброс загрязняющих веществ в воду, загрязнение, истощение и прочие повреждения земель, иное негативное воздействие на земли и почвы. Страховщики готовы покрывать этот вред в размере фактических затрат на восстановление окружающей среды. Вместе с тем, они не готовы покрывать умышленные действия, штрафы и неустойки, - поясняет Светлана Гусар.

При таких условиях страхование не смогло бы предотвратить наступление ЧП, но позволило бы полноценно компенсировать ущерб. Представители страхового сообщества соглашаются, что для соблюдения баланса выросших требований к ним предприятия должны получить поддержку со стороны государства. Прежде всего, это налоговое стимулирование, которое неоднократно обсуждалась с представителями Минфина. Сейчас представители рынка говорят о том, что Минфин готов поддержать инициативу страховщиков.

- Если государство на самом верхнем уровне примет решение, вносящее изменения в общие подходы к регулированию, и предъявит требования о наличии финансовых гарантий, страхование может стать одним из элементов финансовых гарантий, а ВСС как единая саморегулируемая организация страховщиков сможет через стандарты обеспечить унификацию подходов страховых организаций к заключению таких договоров, - отметила Светлана Гусар.

Пока же такие изменения не приняты, бремя финансовых затрат на ликвидацию коммунальных ЧП, которых будет становиться все больше, лягут на плечи и без того тощих бюджетов регионов.

Елена Ведерина

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

ВССстрахование рисковконцессиимуниципальное имущество
2
6