Волгоград Среда, 09 июля
Общество, 03.07.2025 14:25

Известного художника приняли за шпиона при работе с набросками на мосту под Волгоградом

Тонкие линии, изящество и насмотренность — это все про гравюры сталинградского графика и живописца Алексея Николаева. Накануне семья Николаева передала несколько его работ в дар музею Машкова в Волгограде. 

Алексей Михайлович Николаев родился 22 октября 1910 года в городе Саратов. В детстве Алексей лишь год провел в Царицыне. Увлечение живописью возникло у мальчика в раннем детстве. После семи классов школы и года учебы в художественной школе он поступил в Саратовское художественное училище. На дворе стоял 1929 год — и тогда в училище еще преподавали живописцы царских времен, которые творили в совсем другую эпоху с совсем другими техническими возможностями. Николаев учился на отделение оформителей. На всю жизнь он пронес один из заветов своих мастеров: главное — передать через рисунок эмоцию, настроение и движение. И не важно, если при этом небо станет красным или зеленым.



После выпуска Алексей переехал в Сталинград, где ему предложили работу — он стал художником заводского клуба «Баррикады» и преподавал ИЗО при школе фабрично-заводского обучения. На тот момент произведения Алексея Михайловича — пейзажи, натюрморты и жанровые сцены — выставлялись на многочисленных художественных выставках, включая столичные. Николаев, что называется, работал по профессии и много постоянно оформлял праздничных мероприятий. В 1939 году он стал членом Сталинградского отделения Союза советских художников.

Из-за слабого здоровья Николаев был освобождён от призыва на фронт. Он состоял в обороне Сталинграда и служил в подразделении ПВО. За самоотверженный вклад в защиту родного города награждён медалью «За оборону Сталинграда» (1944), а позже удостоен медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1946). В годы Великой Отечественной войны художник создавал агитплакаты, которые развешивали крупными афишами в витринах главного книжного магазина, следуя примеру московских «Окон ТАСС». С 1941-го по 1947-й год Алексей Михайлович исполнял обязанности председателя правления местного объединения художников.




С подготовкой набросков к этой гравюре с железнодорожным мостом через Волго-Донской судоходный канал связана интересная история. Хотя в процессе Алексею Николаеву вряд ли было смешно. Дело было в 1969 году.

— Отец получил разрешение, чтобы зарисовать этот мост, сделать наброски. И поехал. Зарисовывает, и тут к нему прицепился пожилой дружинник и молодой лейтенантик. Под руки его, забрали все эти рисунки, а он еще и фотографировал там. Повели в отделение милиции, стали спрашивать, кто он такой. Заподозрили, что он шпион. Отобрали у него рисунки, забрали карандаши, пленки вытащили... Он специально поехал туда за зарисовками, а вернулся без всего. Так что делал полностью по памяти, —  вспоминает сын художника, Владимир Алексеевич.

Эта гравюра выставлялась в Восточной Германии, и на местную публику произвела большое впечатление.

— Один немец восхищался этим сочетанием: сталь, скорость, железная дорога и вдруг — белый пушистый снег. Очень это его удивило, — добавляет Владимир Алексеевич.




В этом году исполняется 115 лет со дня рождения художника. В честь этого в музее Машкова открылась камерная выставка «Алексей Николаев. Большое пространство гравюры», посвященной видам Сталинграда и Волгограда 1960-1970-х годов.

В дар музею Машкова преподнесли еще два произведения Николаева — гравюру «Окна ТАСС» в витрине книжного магазина в центре Сталинграда перед началом войны в 1941 году и блиндаж штаба Василия Чуйкова.

— Гравюры для дедушки были хобби, ведь изначально он живописец. Он потрясающе передавал красоту и оттенки Волги, это крайне сложно уловить, — рассказывает Анна. Ее жизнь, как у дедушки, связана с творчеством — она дизайнер и живет в Волгограде.






Особое внимание Алексей Николаев уделял в своих работах Волжской ГЭС. 




В гравюрах Николаева раскрываются виды Волгограда — с тех пор прошло полвека, а места все также узнаваемы. 

Природа словно вступает в переплетение с миром техники и прогресса. Линии горизонта пронзают массивные опоры железнодорожных мостов, устремлённые высоко над зеркальной гладью рек, простёртых между берегами. Силуэты грациозных сооружений гидроэлектростанций будто вырастают из самой земли, отражая величие инженерной мысли человека. А провода линий электропередач, подобно тонким серебряным нитям, струятся вдоль пейзажей, вплетаясь в общую симфонию пространства.

Искусствоведы отмечают удивительное созвучие природной красоты и промышленной мощи, рождающее неповторимую гармонию и своеобразную эстетику будущего. Здесь каждая деталь звучит торжественно и уверенно, подчёркивая гармоничность соединения природного мира и творений рук человеческих, превращающих городские ландшафты в настоящее произведение искусства.




Одна из самых завораживающих гравюр — солнечный луч нал рекой Камышинкой. Узнали Бородинский мост? Внучка Николаева не исключает, что наброски появились у дедушки во время одной из поездок, организованных Союзом художников. Тогда талантливых мастеров постоянно отправляли в путешествия по стране, чтобы они увидели новое. вдохновились и смогли это отразить в произведениях.




Выставка гравюр продлится в музее Машкова до 20 октября. 











Интересные новости Волгограда читайте в удобном формате в нашем телеграм-канале.

Петр Ефремов 
Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

Музей МашковаВолгоград
0
1