Волгоград Пятница, 19 апреля
Общество, 20.01.2023 08:00

«Как это балерины ничего не едят, а силы откуда брать?»: Виктория Иржигитова о карьере в Волгограде после сцен Южной Кореи, Польши и Германии

В Царицынской опере Волгограда есть своя "звездочка" балета - солистка Виктория Иржигитова. Балерина окончила наш институт культуры и искусств, а после объездила весь мир: была на гастролях в Южной Кореи, в Германии, Польше, странах Латинской Америки. Участвовала в проекте с африканской балериной Кейти Фетла в балетно-драматическом проекте "Черный лебедь". С 2006 года Виктория солирует в театре "Царицынская опера" и ловит восторженные взгляды поклонников. "Блокнот Волгоград" решил встретиться с Викторией, чтобы больше узнать о ее творческом пути и личной жизни. 

Фотограф и журналист "Блокнота" попали в закулисье Царицынской оперы через вход для персонала и артистов балета. Виктория гостеприимно нас встретила и провела небольшую экскурсию. 



Балерина показала зеркальный зал артистов с роялем, станками и тепловыми пушками, которые греют воздух, где проходят репетиции. В зале довольно прохладно. Репетируют тут под живую музыку, а для того, чтобы не переохладиться во время перерывов, артисты надевают курточки и специальные теплые чехлы на пуанты. 



Недалеко от тренировочного зала есть уголок с игрушками для детей артистов. Виктория рассказала, что даже ее 7-летний сын частенько хочет после уроков зайти к маме на работу и побыть здесь.



- Здравствуйте! Расскажите о себе в двух словах, как вас лучше представить?

- Здравствуйте! Я - Иржигитова Виктория Валерьевна, ведущая балерина театра Царицынская опера. Если точнее про статус, то уже - мастер сцены! В этом году у нас проходила серьёзная аттестация с комиссией из разных театров ( в том числе и Большой театр, Саратовский театр), которая присвоила мне статус Мастер сцены, чему я очень рада.



- Что привело вас к балету? Вас с девства тянуло к музыке, танцам и станку?

- Совсем не тянуло к балету точно, с детства у меня старшая сестра мечтала стать балериной (и стала, конечно, она - ведущая солистка Одесского Национального театра оперы и балета), вот она меня и тянула - водила с собой на занятия. Я была театральным ребёнком. Сейчас я уже понимаю, что она на меня дурила, когда приводила и говорила, что нельзя находиться в театре просто так - нужно ходить в форме занятий. Одевала меня в форму свою большую и заводила в класс к взрослым артистам, а там говорила - нельзя сидеть надо повторять, и мне приходилось что то делать. В общем, заставляла не мама, а сестра (Виктория улыбается), но и, отдать должное, - она всю жизнь мой покровитель в балете. Всегда помогает, всегда подсказывает, она всегда для меня пример! И самое интересное - именно она подарила мне пуанты и подписала их. ( Я даже не помню сколько мне лет было), но они чудесным образом таскаются за мной всю жизнь.


Пуанты, подаренные сестрой Вики, которые почти 30 лет хранятся у нее

- Родители заставляли заниматься или, наоборот, были против? Как отреагировали на ваш выбор связать жизнь с балетом?

- Мама была против конечно, и как-то сказала : "В балет только через мой труп". Наверное, это и сработало в юном возрасте - сделать всё наоборот.


Виктория рассказала, что обычно на пуантах возле станка не занимаются, но ради нашего фотосета она сделала исключение 

Мою судьбу решил главный балетмейстер нашего театра, моя дорогая Татьяна Викторовна Ерохина. Она воспитала из меня настоящую балерину и научила любить, ценить и дорожить этим искусством. Я ей всегда бесконечно благодарна, хотя и путь этот был не простой совсем.

- Что вы чувствуете, когда выступаете на сцене? Есть моменты, когда волнение захватывает?


Принцесса Аврора «Спящая красавица»  П. И. Чайковского на либретто И. Всеволожского и Мариуса Петипа по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро // Личный архив Виктории

- Что я чувствую... Ой, что только не чувствуешь... Я всегда волнуюсь, всегда... Я очень ответственная и для меня очень важно выполнить всё, что в меня вложили педагоги на репетициях, чтобы сделать всё как они просили, чтобы их работа прошла не даром. Но я всегда это (волнение и ответственность) пытаюсь оставить в себе, внутри, и стараюсь наслаждаться ролью, ловить моменты, чувствовать зал и настроение зрителей. Спустя пару минут, с момента, как слышу первые аплодисменты и чувствую тепло с зала - я расслабляюсь и получаю только удовольствие. Конечно, все эмоции дарю зрителям, а они это очень хорошо чувствуют. Зритель приходит насладиться сказкой или какой то историей, им интересны эмоции и жизнь на сцене, вот я и живу эти 2 часа в какой-то роли.

-  Балет – это больно? В интернете распространены фотографии рентгеновских снимков деформированных костей балерин. Скажите, с ногами на самом деле происходят болезненные изменения?

- Ну, не буду скрывать, везде есть свои плюсы и минусы. Да, многие изменения существуют... Это ведь нагрузка не меньше, чем в профессиональном спорте: растяжения, разрывы связок, суставы. Много всего, и даже операции. Эту сторону балета не сильно любят обсуждать. А пальцы - это так, мелочи.

Тут дело в другом, когда после спектакля слышишь отзывы и благодарности зрителей, видишь эти детские глаза, полные впечатлений, то все эти проблемы куда-то уходят, и ты понимаешь, что всё - ради чего-то высокого и прекрасного.


При нас Виктория надевала пуанты особым способом, используя специальные амортизирующие подкладки, слева от Виктории лежат специальные чехлы для согревания, которые можно надеть поверх пуант


Вот сейчас у нас очень много молодёжи, благодаря, наверное, Пушкинской карте. Очень много в социальных сетях мне стали писать и девушки, и парни - совсем молоденькие. Они благодарят за спектакли, и пишут свои впечатления... Ждут следующих спектаклей, спрашивают и ходят в театр, как на праздник! И, знаете как это приятно, осознавать что наша молодёжь любит, ценит и понимает искусство? Как это здорово, что они не гуляют где-то по дворам, а приходят - красивые и счастливые на спектакль! Мы же вкладываем частичку в воспитание будущего поколения! Это же прекрасно! Разве можно тут говорить о каких то последствиях балета?


Адажио Фригии и Спартака, Балет «Спартак» композитора Арама Хачатуряна // Личный архив Виктории

- Балерины на самом деле практически ничего не едят или это миф? Что вы обычно съедаете за день?

- Как это ничего не едят, а силы откуда брать?(Смеется Виктория) Едят всё конечно, просто с большими нагрузками вес сильно не набрать. К тому же, как и в гимнастике, вес это не столько эстетика, сколько здоровье, ведь на одной ноге стоять, да ещё и на пальцах, нужно всем своим весом. Соответственно, чем меньше вес, тем легче и меньше травм. Но всё в пределах разумного. Взрослый человек тоже не может весить как ребёнок 10 лет, поэтому существует определённые стандарты.


Во время фотосессии и экскурсии по Царицынской опере Виктория без утайки рассказала, что в местом буфете ее любимое блюдо - пирожное. 

- Можете называть ваши любимые постановки? Выделите топ-5?

- Я люблю все балеты, в каждой постановке есть свои прелести! Конечно, что-то ближе по ролям, что-то хочется попробовать. 

1. Обожаю однозначно с самого детства спектакль - "Дон Кихот", для меня это 2 часа которые пролетают за 1 секунду. По мне, там просто идеально всё: и музыка, и хореография, и сюжет.


Балет «Дон Кихот», Комп Людвиг Минкус // Личный архив Виктории

2. Конечно " Лебединое озеро " - самый популярный балет во всём мире, который никого не оставит равнодушным!
3. " Жизель" , очень романтический балет, в котором всегда присутствует какая-то магия.
4. "Баядерка". Ещё один супер-балет. Жаль, его нет пока в нашем репертуаре. Балет безумно красивый: и по музыке, и по постановке.
5. "Ромео и Джульетта" - самая известная история любви.


"Лебединое озеро", Чайковский // Личный Архив Виктории

- Можете вспомнить самый забавный случай на гастролях? 

- Случаев всегда смешных много. Пожалуй, самый смешной и страшный для меня был, когда я танцевала "Маленьких лебедей" на гастролях. Это был уже 38-й по-моему спектакль... Так вот, все этот танец знают: когда четыре лебедя как одна танцуют идеально, синхронно. Ну вот в 38-й раз я что-то задумалась и, посреди танца, поняла, что отвлеклась (Улыбается Виктория). Картина была очень смешная - я была по центру. Трое девочек чётко исполняли движения, а я просто запуталась и выбивалась половину номера, не могла с ними совпасть. Это было очень смешно и очень страшно, потому как там тебя крепко держат за руки, и никуда тебе не отойти. В общем, я запорола весь номер. Зритель, конечно, посмеялся... Это было где-то в Латинской Америке..



- Были ли за вашу карьеру необычные поклонники или другие необычные знаки внимания от фанатов?

- Поклонников каких-то странных не было, все - достаточно культурные, максимум цветы открытки и переписка.

- Известно, что русские балерины особенно почитаются во всем мире. Скажите, почему так происходит? Русская школа балета на самом деле до сих пор популярна или это стереотип? Что такого есть в русской школе балета, чего нет в остальных?

- Русские балерины всегда отличались своей наполненностью, своей душой. Так и осталось - менталитет у нас такой. Балет развивается везде, и везде есть свои великие исполнители, своя история, свои легенды. Балет, вообще, вещь интернациональная. Что-то в русской школе хорошо, что-то за границей. Вся история балета - это сплошное смешивание школ и исполнителей. Думаю, так было всегда и везде, главное - что есть развитие, и это здорово!



- Вы бывали на гастролях в Южной Корее, Германии, участвовали в турне (Польша, Украина), и в странах Латинской Америки, но после выбрали остаться в Волгограде? Скажите, почему? Вам нравится эта сцена? (Прим. Виктория уезжала в мировые гастроли во время каникул в Царицынской опере)

- Выбрала остаться прежде всего из-за того, что не хотела быть всегда под опекой мамы и сестры, а сестра всё время звала в свои театры, и там меня всегда знали, и на гастроли я ездила как раз-таки с её театрами. Но мне было сложно постоянно находиться под контролем старших, я не люблю давление какое бы оно ни было. А как-то судьбой так сложилось, что осталась в Волгограде, потом звали с Москву, но тут уже супруг не захотел ехать, а я одна как то не решилась всё бросить. Своя сцена уже стала родной.


Супруг Виктории, Дмитрий Агафонов, - тоже солист балета в Царицынской опере. Они часто выступают вместе.

Ну и потом, мне как-то сказали: "У нас в городе стал зарождаться балет и вы - первые, кто эту дорожку создаёт. У вас большой вклад в развитие культуры." Вот я и подумала: "Это же здорово! Какая ответственность-то!" Так и осталась.

-  Уровень балета в Волгограде, судя по мнению многих жителей, оставляет желать лучшего. Чувствуете ли вы на сцене достойных партнеров, есть ли любимые творческие тандемы? Есть те, рядом с кем вы чувствуете высокий уровень танца? Чего на ваш взгляд не хватает Волгограду для развития балета?

- Как говорит моя любимая Татьяна Викторовна Ерохина (Прим. Учитель Виктории, главный балетмейстер
Заслуженный работник культуры Российской Федерации): "Критиковать мы все можем, а ты попробуй сам сделай!". И всегда добавляет: " Твоё дело - работать, а не мнения слушать." Вот так я и живу (Улыбается).


Репетиция балета в зале Царицынской оперы // Личный архив Виктории

На самом деле, факторов очень много: и начинается все даже не с артистов, а с финансирования. Ведь мы, артисты, - только исполнители. Мы не можем сами создать спектакль, ведь нужны деньги (очень большие) на декорации, костюмы, художников, режиссёров, балетмейстеров и много-много всего. А люди приходят и смотрят готовый продукт, за которым стоит огромная работа и финансы.

Поэтому ответить на этот вопрос сложно. Балет у нас есть, и пусть это радует всех в первую очередь! Балет у нас развивается: появляются новые постановки, новые артисты, новые педагоги, новые режиссеры. У нас есть много приглашённых артистов, и всё это развитие, которое не может не радовать. К нам приезжают артисты, с многими из них мы очень дружим. Всегда есть чему поучиться, и обмен опытом - это всегда интересно!


Балет «Дон Кихот», Комп Людвиг Минкус // Личный Архив Виктории

Творческий тандем, как по мне, - это солисты, которые работают на одной волне с кордой, с массой. Мне кажется именно - это идеальный тандем!

Театр в Волгограде никогда не станет Большим театром или Мариинским, и не стоит этого ждать. Мы же не можем сравнить город Волгоград и Питер? Поэтому нужно радоваться нашему городу, и нашим театрам и поддерживать это направление во всём.



- Что вас вдохновляет?

- Вдохновляют всегда зрители. Для меня самая большая награда это благодарность зрителей.

В Волгограде у Виктории сформировалась большая группа поклонников. Мы собрали мнения некоторых из них о танце балерины.

- Мне она нравится за профессионализм, у неё великолепнейшие партии выходят, которые не выходят порой у прим Большого или Мариинки, - пишет волгоградец Максим о Виктории. - На сцене она легкая и бесшумная, словно перышко. Первый раз мне понравилось ее исполнение Русского Танца из Лебединого озера: сложная партия под красивую музыку и практически весь танец «на цыпочках». [...]

Она как будто плывет на этих пуантах, это очень сложно и больно делать! Но она может это. 


Отзывы молодой публики о балете Виктории

- У вас есть дети? Как они реагируют, когда видят вас на сцене?

- Есть сын, ему 7 лет, он с 3-х месяцев со мной почти всегда в театре. Для него в этом нет совершенно ничего удивительного. Его больше удивляет, когда я покупаю какое-то новое платье, он тут же задаёт вопрос: "Куда это ты нарядилась?". А пачки, пуанты, причёски и грим - это всё для него привычно и нормально. Весь театральный шум, много людей и все в костюмах. Для него театр - второй дом. 



- Есть творческие планы на 2023? Есть, чем готовы поделиться?

-
 Хотелось бы поехать в Германию на гастроли. Там сестра моя сейчас и туда зовут поработать, но в данной ситуации в стране - это сделать сложно. Не знаю, получится ли в этом году поехать, но было бы здорово!

В театре, возможно, будут новые спектакли в конце сезона, или в начале следующего - это тоже долгожданное событие.



Справка о Виктории Иржигитовой

Образование:

  • 2009 год – Волгоградский государственный институт искусств и культуры( класс заслуженного работника культуры Т.В.Ерохиной);
  • 2020 год – Московская Государственная Академия хореографии.

В 2012 году в составе труппы «Royal Russian Ballet» осуществила международное турне по странам Латинской Америки, Польше и Украине.

В 2013 году участвовала в балетно-драматическом проекте Руслана Нуртдинова «Черный лебедь» с африканской балериной Кейти Фетла.

С 2016 года директор и главный балетмейстер школы Русского Балета.

С 2021 года ВГИК Преподаватель кафедры хореография

Обладатель почётной грамоты губернатора, звания "лучший педагог 2020 ", "лучший балетмейстер 2019", а так же, многочисленных грамот за вклад в искусство.






















Беседовала Татьяна Шмуренко



Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Лица города  
балетцарицынская опера
0
0