Волгоград Четверг, 25 апреля
Общество, 28.10.2020 08:55

«На дистанционке дети нормально не учились и не отдыхали»: учительница с 40-летним стажем об обучении в период пандемии

66-летняя Ольга Мажуга работает учительницей начальных классов в МОУ "СОШ №13" в Краснооктябрьском районе. В Волгоградскую область - родину по отцовской линии - она переехала из Узбекистана. Этим летом Ольга Сергеевна переболела двухсторонним воспалением легких, публично поблагодарила врачей за оказанную помощь, восстановилась и вернулась в школу. Корреспондент "Блокнота Волгограда" узнал больше о семье и увлечениях педагога с 40-летним опытом преподавания, а также выяснил, что она думает о дистанционном обучении и том, как оно отразится на подрастающем поколении.

- Ольга Сергеевна, расскажите, где вы учились?

- Я родилась в городе Каттакургане Самаркандской области. В Самарканде училась и закончила педучилище, а потом институт (факультет Педагогика и методика начального обучения). Там же начала работать: сначала библиотекарем, а потом - учителем. С мужем мы были знакомы с детства, поженились и у нас родились сын и дочь. В 1994 году, когда в Узбекистане началась напряженная обстановка, наша семья переехала в Волгоградскую область. Тогда все перевели на узбекский язык, поэтому нам, как и многим, тоже пришлось уехать. Сначала жили в Котельниковском районе в хуторе Красноярский: там я 20 лет преподавала и в начальной школе, и русский с литературой, и историю. Несколько лет назад мы переехали в Волгоград. Сейчас я учительница начальных классов и классная руководительница кадетского 2А класса в школе №13.

WhatsApp Image 2020-10-27 at 15.44.08.jpeg

- Почему решили переехать именно в Волгоградскую область?

- Мой папа родился в Елани, здесь было много родственников. С фронта папа в 1945 году вернулся без ноги, его позвал в Узбекистан родственник. А маму в 1933 году бабушка привезла из Оренбурга. Родители поженились 1953 году. Тогда говорили, что Ташкент – город хлебный. Там они и поселились, оттуда же дедушку забрали на фронт. Мы с папой часто бывали у него на родине: сначала летели на самолете в Волгоград, а затем ехали на поезде до Елани. И мне всегда хотелось жить в Волгограде, я люблю этот город, много читаю о его истории и памятниках.

- Когда вы начинали работать больше 40 лет назад, то могли представить себе ситуацию, что обучение будет проходить дистанционно?

- Нет, даже в мыслях такого не было: что я буду через телефон работать дистанционно. Даже слова такого не знали раньше. Не думала, что меня это коснется когда-либо. Раньше было так, что мы могли учиться заочно: пересылать контрольные работы, приезжать сдавать на сессии. Но чтобы полностью дистанционно – нет.

WhatsApp Image 2020-10-27 at 15.44.08 (1).jpeg

- Как на детях в будущем может отразиться онлайн-обучение, по вашему мнению?

- Когда мы работаем с детьми вживую, когда учитель стоит у доски и объясняет, то ученики все понимают и могут. Даже те, которые слабенькие: не все ведь в классе сильные. Есть возможность донести то, что они не понимают. И если ребенок что-то не понял сегодня, он поймет завтра. Дистанционно такой возможности нет: сегодня не понял, завтра не понял… И вот так оно идет, одно за другим. Хорошо, если это недолго продолжается: как мы сейчас четыре дня сидели на дистанционке, потому что в классах по 25% детей заболели. А если так, как когда мы сидели два месяца весной? Это вообще с ума сойти. Мы пришли в сентябре и начали проходить практически всю программу четвертой четверти. И лишь после этого в октябре мы перешли к новым темаь, это касается и русского языка, и математики. Если дети это сейчас не освоят, то потом им будет очень тяжело. Сейчас у нас пошло легче обучение, и даже родители говорят: «Конечно, все совсем по-другому, дети стали понимать и выполнять». А на дистанционке получается, что дети сидят дома одни целый день, понаделают как попало и ждут родителей. Они пришли, и давай все переписывать да заново делать. Бедные дети нормально не учились и не отдыхали, если честно. Целый день в этом круговороте. Да и я тоже: как в полвосьмого начинался рабочий день, так до полуночи продолжался. Домашнюю работу шлют и шлют, а я проверяю и проверяю. Двадцать шесть детей, это не быстрое дело. И так было изо дня в день.

Когда в школе работаешь, то совсем по-другому. Там есть определенный режим, циклограмма. Мы по этому расписанию работаем, и дети тоже входят в такой режим. А дома такого нет. Единственное, стихотворения они учат, родители записывают на видео и присылают в сообщения. Они учат устно, да. Но нужно понимать. Хорошо, если родители могут правильно объяснить тему, а бывают такие, которые мне звонят и признаются, что сами не понимают.

Я этим обучением недовольна. Мне проще прийти на работу в полвосьмого, с детьми в школе работать, чем вот эта ерунда.

- Как вам кажется, возможен ли в ситуации с пандемией и карантинами какой-то еще выход, кроме как дистанционное обучение?

- Другого выхода нет. Как еще мы можем заниматься с детьми? Никак. Это то же самое, как студенты учатся заочно, так и дети. Если эта пандемия продолжится, не знаю, чем это оборнется, если нас еще два месяца отправят на дистанционное. Не знаю, как мы будем в колею входить, программу нагонять. Возможно, старшим классам удобно: они уже взрослые, могут взаимодействовать с учителями, задать какой-то уточняющий вопрос. А малыши сидят, глазенками хлопают: понял, не понял, а урок закончился через 40 минут, учитель отключился и все. Все эти недопонимания накапливаются и приходится потом сидеть за домашними заданиям с родителями, для которых все это тоже превращается в сумасшедший дом. Ни родители, ни я, ни многие другие учителя не хотят дистанционку – это очень неудобно. Мы так ничему детей не научим. Хотим это сделать, но не получается сделать как надо.

WhatsApp Image 2020-10-27 at 15.44.08 (2).jpeg

- Ольга Сергеевна, чем вы любите заниматься, когда находите свободное от работы время?

- Я люблю читать. Мне нравятся интересные детективы, фантастика. Из последнего порекомендовать ничего не могу: сначала в июне заболела и попала в больницу, а теперь прихожу с работы и отключаюсь, потому что сильно устаю. Еще часто занимаюсь подготовкой к урокам. Например, смотрю, какие поделки мы можем с детьми смастерить, какую аппликацию. У меня в классе стоит ветка дерева, которую я наряжаю в зависимости от времени года: зимой – шишки и снежинки, весной – цветочки и пасхальные яйца, летом – зеленые листочки, а сейчас – оранжевая расцветка.

- Часто с внуками и детьми видитесь?

- Да, конечно. У меня четыре внука и младшая внучка, ей 4,5 года. Старшему внуку идет 19-й год, он поступил в Тимирязевскую академию, сейчас живет в Москве. С семьей сына мы в неделю раз видимся, а с живущей рядом дочкой видимся практически каждый день и по пять раз на дню перезваниемся. С внуками, правда, сейчас реже видимся из-за пандемии.

- А готовить любите? Какое есть фирменное блюдо?

- Вот готовить люблю. Вчера сварила борщ, напекли с мужем беляшей. Манты, шурпу любим делать и другие узбекские блюда – мы же там выросли. У меня этим больше муж сейчас занимается. Я на работе, а он на пенсии: готовит, а вечерочком поужинаем с ним, и я отключаюсь. Устаю сильно, возраст уже 66 лет.

- Не устали еще работать в школе? Были ли мысли о выходе на пенсию?

- Я думала об этом, когда в 2014 году нас дети забрали в Волгоград. Думала, вообще не буду работать. Потом посидела дома немного и поняла, что без работы скучновато. Пошла в соседнюю школу №13, спросила у директора, есть ли место, в ответ: «Да, подходите в августе, у нас учительница уходит, возьмете ее класс». Вот я и взяла, выпустила их и уже набрала второй. Руководство у нас очень хорошее, директоры и завучи замечательные, хороший коллектив начальной школы.

Фото: семейный архив, Ольга Мажуга

Анна Нефедова

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Лица города  
учительволгоградинтервью
3
0