Волгоград Воскресенье, 17 ноября
Общество, 25.03.2022 13:25

Не хватает врачей, лекарств, денег и скорых: омбудсмен заявил о проблемах в волгоградском здравоохранении

Уполномоченный по правам человека в Волгоградской области, Герой России Валерий Ростовщиков к 25 марта подготовил большой доклад о проблемах регионального здравоохранения, с которыми в прошлом году сталкивались волгоградцы. Среди них – отсутствие средств, медиков, скорых, лекарств и многие другие. Публикуем доклад Валерия Ростовщикова без редакционной обработки.

«Нехватка медицинских кадров»

Результаты рассмотрения обращений граждан, а также информация, предоставленная Комитетом здравоохранения Волгоградской области и другими организациями, функционирующими в области здравоохранения, являются для Уполномоченного основой для понимания того, какие системные проблемы имеются в обеспечении права граждан на квалифицированную медицинскую помощь.

Прежде всего, граждане заявляли о некоторых фактах с доступностью к квалифицированной медицинской помощи. В частности, при обращении в лечебные учреждения по месту амбулаторного учета они не могли в силу различных причин оперативно получить необходимую консультацию. Гражданин К., признанный инвалидом 2 группы, нуждающийся в консультации врача-травматолога, не смог ее самостоятельно получить по месту жительства в ГБУЗ «Волжская городская поликлиника №4».

bezhentsy_dnr_lnr_voyna_volgograd_volzhskiy50.jpg

Житель Алексеевского района гражданин Ш. (вх.435 от 19.05.2021г.) не смог получить консультацию врача-кардиолога в ГБУЗ «Алексеевская ЦРБ» по причине отсутствия данного специалиста. Его направили в консультативно-диагностический центр ГБУЗ «Михайловская ЦРБ», где от него потребовали не только оплаты стоимости услуг кардиолога в размере 700 рублей, но и требуемых диагностических исследований. После обращения к Уполномоченному гражданин Ш. получил необходимую медицинскую помощь в рамках обязательного медицинского страхования с последующей госпитализацией. При этом стало известно, что в аналогичной ситуации находились также жители Нехаевского района.

Определенные трудности имелись и у жителей городского округа – город Михайловка вследствие смерти штатного кардиолога ГБУЗ «Михайловская ЦРБ» в мае 2021 года. Также гражданин Ш. заявлял об отсутствии в Алексеевском районе врача-гастроэнтеролога и врача-эндокринолога.

В процессе проверки было установлено, что в ГБУЗ «Алексеевская ЦРБ» имелась в штате 1 должность врача-кардиолога, однако на момент рассмотрения обращения данная должность не была укомплектована. Кроме того, в соответствии с рекомендуемыми Минздравом России штатными нормативами в данном учреждении не было должностей врача-гастроэнтеролога и врача-эндокринолога.

В ГБУЗ «Михайловская ЦРБ» по штатному расписанию имелось 4,25 ставки врача-кардиолога, при этом трудоустроено всего 3 сотрудника соответствующей специальности, один из которых находился в отпуске по уходу за ребенком.

bolnitsa_-polikiklinika_-vrachi_-meditsina_-perinatalnyy-tsentr_-rody_-novorozhdennye_-Volgograd3.jpg

Житель станицы Преображенская Киквидзенского района гражданин А. заявил, что с начала сентября 2021 года возникли трудности с получением консультации врача-хирурга, в результате чего за соответствующей помощью приходится обращаться в медицинские учреждения г. Камышина. Данная информация подтвердилась. Причиной сложившейся ситуации стало увольнение врача-хирурга поликлиники районной больницы и нетрудоспособность с середины августа 2021 года врача-хирурга хирургического отделения. С 06 сентября 2021 года были организованы приемы врача-хирурга для жителей станицы Преображенской два раза в неделю специалистом на условиях внешнего совместительства. За экстренной хирургической помощью жителям действительно приходилось обращаться в ГБУЗ «ЦГБ г. Камышина» и ГУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №25». Были и другие обращения жителей Киквидзенского района, в которых сообщалось о трудностях с оперативным получением медицинской помощи.

При этом нельзя утверждать, что руководством районной больницы не принимались меры для решения данного вопроса. В частности, привлекались специалисты на условиях совместительства, информация о вакантных должностях постоянно публиковалась, была организована соответствующая работа с учащимися медицинских образовательных учреждений, а также целевая подготовка специалистов. Администрацией района для врачей-специалистов выделено жилое помещение. ГБУЗ «Кикивдзенская ЦРБ» участвовало в реализации программ «Земский доктор» и «Земский фельдшер». В то же время из трудоустроенных в рамках указанных программ в 2012 – 2020 годах 5 врачей-специалистов продолжали работать только 2, а из трудоустроенных 5 средних медицинских работников – только 3.

Стоит отметить, что нехватка медицинских кадров может привести и к более серьёзным последствиям. Гражданка Б. обратилась к Уполномоченному с просьбой содействовать в привлечении к ответственности врачей, виновных в несвоевременном выявлении у нее онкологического заболевания и запоздалом начале лечения. В 2018 году она проходила медицинский осмотр в ГБУЗ «Городищенская ЦРБ», на основании которого была допущена к работе по решению врача-терапевта. Однако по результатам флюорографического исследования органов грудной клетки были выявлены изменения и установлена необходимость дальнейшего обследования. Врач-терапевт, оформлявший допуск к работе, направил данную информацию в участковую службу для организации обследования. Однако, вследствие отсутствия в 2018 году врача-терапевта на терапевтическом участке по месту проживания заявителя Б., контроль приглашения заявительницы на дополнительное обследование отсутствовал. В 2019 году при прохождении очередного медицинского осмотра были выявлены вторичные изменения в органах грудной клетки, что стало основанием для получения ею необходимой помощи врача-онколога.

Помощи не дождались

koronavirus_-vrachi_SIZ_-maski_-lyudi_-bolnye-covid_19_-gospital_-bolnitsa_COVID-19_-meditsina_-volgograd12.jpg

Неоднократно в мой адрес поступали и обращения граждан с просьбой о содействии в вызове на дом врача. Гражданка К. перенесла инсульт и в связи с этим прошла стационарное лечение в ГУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №25». С 29 января 2021 года она пыталась самостоятельно вызвать на дом врача-терапевта для коррекции терапии, но так и не смогла это сделать. Необходимое содействие ей было оказано.

Гражданка Я. обратилась по вопросу того, что 9 февраля 2021 года в отношении нее было проведено ПЦР-тестирование на предмет наличия коронавирусной инфекции, которое имело положительный результат. Об этом ее уведомили 12 февраля 2021 года сотрудники поликлиники, которые дополнительно указали на то, что к ней направлен врач. Однако в течение нескольких дней врач так и не подошел, лечение назначено не было. Данный вопрос был разрешен только с руководством лечебного учреждения.

Гражданка П., испытывающая вследствие заболеваний затруднения в длительном передвижении, обратилась в ГУЗ «Поликлиника №2» в г. Волгограде и подала заявку на вызов врача-терапевта на дом. Однако, согласно информации сотрудников поликлиники, вследствие значительной загруженности врач смог бы посетить ее только через неделю.

Обращения с просьбами о содействии госпитализации для проведения планового лечения рассматривались Уполномоченным в сотрудничестве с руководителями амбулаторных и стационарных медицинских учреждений. При этом хотелось бы выделить обращение инвалида 2 группы гражданки Си., которая сообщила следующее. Зимой 2021 года она перенесла заболевание, вызванное новой коронавирусной инфекцией. В мае 2021 года по состоянию здоровья гражданка Си. обратилась на прием к врачу-терапевту для решения вопроса о профильном стационарном лечении. Однако ей было отказано в госпитализации в связи с ее нежеланием проходить вакцинацию от новой коронавирусной инфекции. Свою позицию руководство ГБУЗ «Жирновская ЦРБ» мотивировало положениями приказа Комитета здравоохранения Волгоградской области от 19 мая 2021 года №1183 «О мерах по увеличению иммунной прослойки против новой коронавирусной инфекции COVID-19 среди населения Волгоградской области». В указанном приказе «рекомендовано плановую госпитализацию осуществлять с учётом наличия иммунитета против новой коронавирусной инфекции (переболевшие, вакцинированные), предусмотреть вакцинацию пациентам перед плановой госпитализацией или направлением на санаторнокурортное лечение». Данные рекомендации были восприняты персоналом ГБУЗ «Жирновская ЦРБ» как обязательные требования к госпитализации, что противоречило требованиям пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний», предусмотревшего все последствия отсутствия у граждан профилактических прививок, среди которых нет запрета на прием таких граждан в лечебные учреждения. Для решения данного вопроса Уполномоченный был вынужден обратиться за содействием в Комитет здравоохранения Волгоградской области, благодаря которому вопрос с госпитализацией Си. был решен положительно.

Скорые

koronavirus-skoraya-vrach-_9_.jpg

Недостатки в работе службы скорой медицинской помощи были выявлены при рассмотрении обращения гражданки С. (вх.247 от 22.03.2021г.), которая просила организовать проверку обстоятельств оказания помощи ее матери. По ее мнению, со стороны медицинских работников не было проявлено должной заботы о состоянии здоровья больного пожилого человека, что повлекло его смерть.

Заявительница указала, что она была вынуждена неоднократно вызывать с 13 часов 18 марта 2021 года бригаду скорой медицинской помощи своей матери, у которой отмечались признаки инсульта. В итоге больная была госпитализирована только после 20 часов. При этом скорая помощь приезжала неоднократно. В первый приезд в госпитализации матери С. было отказано. Такое решение было мотивированно медицинскими работниками тем, что граждан с инсультом следует из г. Жирновска госпитализировать в г. Камышин. Если это делать немедленно, то г. Жирновск мог остаться без бригад скорой медицинской помощи, что недопустимо.

Как было установлено в ходе прокурорской проверки, 18 марта 2021 года в 14 часов к фельдшеру по приему и передаче вызовов отделения скорой медицинской помощи ГУЗ «Жирновская ЦРБ» поступил вызов гражданки С. В нарушение установленных требований данный вызов в журнале зарегистрирован не был, информация о задержке оказания скорой медицинской помощи до руководства районной больницы не доводилась. Принявший вызов фельдшер самостоятельно приняла решение о задержке обслуживания пациентки до момента освобождения бригады скорой медицинской помощи.

В тот же день повторный вызов в 16 часов 29 минут был передан бригаде скорой медицинской помощи через 4 минуты. В нарушение установленных требований бригада скорой медицинской помощи прибыла на место только в 17 часов 08 минут. После осмотра и оказания медицинской помощи фельдшер прибывшей бригады самостоятельно, без предварительного обращения к руководству районной больницы, согласовала с диспетчером отсроченную транспортировку больного в ГБУЗ «ЦГБ г. Камышина» и приняла решение о передаче указанного вызова следующей смене в 20 часов.

apteka2.jpg

Далее новый вызов С. поступил в тот же день в 20 часов 12 минут. В период с 20 часов 20 минут до 21 часа пациентке была оказана медицинская помощь с последующей госпитализацией в г. Камышин, где она скончалась 22 марта 2021 года.

Проверка подтвердила факт несвоевременного оказания медицинской помощи матери С., повлекший ее несвоевременную транспортировку в ГБУЗ «ЦГБ г. Камышина». Прокуратурой Жирновского района в адрес главного врача ГУЗ «Жирновская ЦРБ» внесено соответствующее представление.

Администрация ГУЗ «Жирновская ЦРБ» провела служебную проверку, выявив следующие дефекты на этапе оказания скорой медицинской помощи в рассмотренном случае:

1) отсутствие свободных экипажей скорой медицинской помощи и принятие решений об отсроченной транспортировке пациентки фельдшерами по приему вызовов и выездной бригады без уведомления администрации лечебного учреждения о сложившейся ситуации;

2) нарушение правил регистрации вызовов в журнале вызовов скорой медицинской помощи фельдшером по приему вызовов;

3) нарушение преемственности оказания медицинской помощи пациенту.

Отказ в медицинской помощи

kovidariy.jpg

Высокая нагрузка на врачей и сотрудников медицинских учреждений приводит к случаям сбоя в части оперативности оказания медицинской помощи.

Так инвалид 2 группы гражданка Н. указала, что по заключению врача-ортопеда она нуждается в эндопротезировании коленного сустава. В конце июля 2021 года она обратилась по данному вопросу в ГУЗ «Поликлиника №5» г. Волгограда с просьбой оформить и направить в комитет здравоохранения Волгоградской области документы на оказание высокотехнологической медицинской помощи. В итоге документы были оформлены и направлены только 02 сентября 2021 года.

Гражданка М. (вх.267 от 25.03.2021г.) сообщила, что 18 марта 2021 года в поликлинике у нее был отобран материал для проведения ПЦР-исследования на наличие новой коронавирусной инфекции. Однако до момента обращения к Уполномоченному она так и не смогла узнать о результатах данного исследования. Заявительнице было оказано содействие в получении требуемой информации о состоянии ее здоровья.

К Уполномоченному обратилась жительница г. Волгограда гражданка С. по вопросу доступности лечения ее внучки – ребенка инвалида, страдающей заболеванием почек и в соответствии с рекомендациями ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Пирогова Минздрава России» нуждающейся в порядке контроля в периодических биохимических анализах крови. При обращении по месту амбулаторного учета в ГУЗ «Детская поликлиника №3» заявителем был получен отказ в направлении на данное исследование в рамках обязательного медицинского страхования из-за отсутствия квот, выделяемых клинико-диагностической лабораторией, на проведение лабораторных исследований. Данная информация была подтверждена руководством поликлиники. Между тем, при содействии Уполномоченного, совместно с руководством ГУЗ «Детская поликлиника №3» в интересах ребенка была изыскана иная возможность проведения положенных исследований бесплатно для семьи ребенка.

testynakovid.jpg

Комитет здравоохранения Волгоградской области объяснил, что возникшие проблемы были обусловлены техническими вопросами, возникшими в централизованной клинико-диагностической лаборатории ГУЗ «Консультационнодиагностическая поликлиника №2», вследствие которых плановые лабораторные исследования временно приостанавливались. Тем не менее, для срочных лабораторных исследований во избежание задержек для установления или подтверждения диагнозов, определения клинико-лабораторных стадий протекания заболеваний у ГУЗ «Детская поликлиника №3» был заключен договор с ООО «Лаборатория ВДЦ», в рамках которого ребенку и провели требуемое исследование крови.

Гражданке С. по результатам консультации в конце мая 2021 года в ФГБНУ «Российской научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского» было рекомендовано дополнительное обследование: компьютерная томография органов грудной клетки и органов шеи с внутривенным контрастированием. В рамках обязательного медицинского страхования данное исследование гражданке С. должно было проводить ГБУЗ «Калачевская ЦРБ».

Однако она не смогла пройти данное обследование по причине временного отсутствия расходных материалов (проводились мероприятия по их закупке).

Поставка расходного материала ожидалась только в октябре 2021 года.

Также отказ в проведении необходимого лабораторного исследования по мотиву отсутствия химических реактивов был получен гражданкой Са. в ГУЗ «Поликлиника №30» г. Волгограда. Право заявителя на медицинскую помощь было обеспечено при содействии Комитета здравоохранения Волгоградской области.

Проблемы с лекарствами

volgofarmapteka.jpg

Гражданка Си. (вх.498 от 04.06.2021г.) на момент обращения находилась на стационарном лечении в ГБУЗ «Городская клиническая больница №1 им. С.З. Фишера» г. Волжский, во время которого ей пришлось приобретать отдельные медикаменты в рамках назначенного лечения. По информации Комитета здравоохранения Волгоградской области обязанность по приобретению необходимых лекарств лежит на медицинской организации в рамках доведенных лимитов денежных средств. Однако на 02 марта 2021 года план финансовохозяйственной деятельности по средствам обязательного медицинского страхования на 2021 год утвержден не был, что не позволило своевременно провести закупку полного объема лекарственных средств. В связи с этим в больнице был определен порядок возврата гражданам денежных средств, потраченных на приобретение во время стационарного лечения лекарственных препаратов и медицинских изделий, входящих в перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов.

Гражданке Г., проходившей курс лечения в формате дневного стационара в ГБУЗ «Волгоградский областного клинический онкологический диспансер», было отказано в инъекции назначенного препарата по причине его отсутствия. Совместно с руководством медицинского учреждения была найдена возможность обеспечить заявителю необходимое лечение.

«Сокращался объем медицинской помощи»

В конце 2021 года значительное внимание было привлечено вопросу оптимизации работы онкологической службы в регионе. За короткий промежуток времени было опубликовано несколько материалов, в которых содержалась информация о прекращении деятельности филиалов ГБУЗ «Волгоградский областной клинический онкологический диспансер» в городах Михайловка и Камышин, обслуживавших не только население указанных городских округов, но и граждан, проживающих в нескольких близлежащих муниципальных районов. Часть их функций будет передано центрам амбулаторной онкологической помощи при центральных больницах, а другая часть будет оказываться в головном учреждении Волгоградского областного клинического онкологического диспансера.

Помимо этого, в мой адрес стали поступать коллективные обращения граждан. Заявители были не согласны с указанным решением, излагали собственную позицию о его целесообразности и последующем влиянии на доступность специализированной помощи для страдающих онкологическими заболеваниями граждан.

Проводя обобщение обращений жителей области и публикаций, можно выделить следующие взаимосвязанные вопросы, которые ставились в связи с реализацией решений о закрытии филиалов ГБУЗ «Волгоградский областной клинический онкологический диспансер» в городах Михайловка и Камышин:

medetsina_-analizy_-probirki_-volgograd.jpg

- сокращался объем медицинской помощи, оказываемой гражданам, страдающим онкологическими заболеваниями, непосредственно на местах, недалеко от места проживания. Уменьшалась мощность лечебных учреждений онкологического профиля в районах. Также сообщалось, что на местах не будет круглосуточно функционирующих отделений. Если ранее в филиалах областного онкологического диспансера гражданам оказывалось оперативное лечение, круглосуточная химиотерапия и лучевая терапия, то теперь для получения такой помощи необходимо будет прибывать в г. Волгоград;

- для отдельных больных, проживающих в отдаленных районных центрах и сельских населенных пунктах, ранее получавших требуемое лечение в филиалах областного онкологического диспансера, в значительной степени усложнялась транспортная доступность до лечебного учреждения (увеличивалось расстояние от места проживания до лечебного учреждения, возникала необходимость пересаживаться с одного маршрута на другой), а также увеличивались транспортные расходы. Для некоторых больных это было неприемлемо как по причине плохого самочувствия, так и по причине затруднительного материального положения.

Уполномоченным по правам человека в Волгоградской области направлено обращение в Комитет здравоохранения Волгоградской области с целью получения разъяснений по создавшейся ситуации, а также в соответствующие надзорные органы.

Льготные лекарства и недостаточное финансирование

Остается проблемой обеспечение льготного лекарственного обеспечения граждан, о чем свидетельствуют поступающие обращения граждан и результаты их рассмотрения, несмотря даже на снижение их количества. И основная причина данной проблемы не изменилась – размер бюджетных средств, выделяемых на финансирование соответствующих расходов, ниже потребности граждан в льготном лекарственном обеспечении. В 2021 году потребность федеральных льготников в бесплатных лекарствах и медицинских изделиях составила 2 145,277 млн. рублей.

При этом на закупку лекарств для федеральных льготников были предусмотрены ассигнования на сумму 524,772 млн. рублей, то есть 24,46% от потребности (АППГ – потребность в финансировании 1 638 млн. рублей, из федерального бюджета было выделено 518,6 млн. рублей, что составило 31,66% от потребности).

41241.jpg

Ситуация с обеспечением потребностей региональных льготников была лучше. Потребность на 2021 год составила 2 445,806 млн. рублей. На закупку было выделено 1 650,390 млн. рублей, то есть 67,48% от потребности (АППГ – потребность в финансировании 1 729,8 млн. рублей, из бюджета области было выделено 1 500 млн. рублей, что составило 86,71% от потребности.

Стоит отметить, что с конца 2020 года к Уполномоченному стали поступать обращения граждан, в которых сообщалось о том, что им отказывают в выписке льготных рецептов по мотиву того, что имеющееся соответствующее программное обеспечение не позволяет это сделать.

Так гражданка Т., имеющая право на получение льготных лекарств в связи с наличием социально значимых заболеваний, обратилась к Уполномоченному по вопросу ненадлежащего обеспечения указанными лекарствами. Во-первых, обеспечение по уже выданным льготным рецептам было несвоевременным. Два рецепта, которые были выданы в октябре и ноябре 2020 года, были исполнены только 18 и 20 января 2021 года.

Во-вторых, в течение данного времени новые рецепты на эти же медицинские препараты и товары, не выписывались по мотиву того, что соответствующий рецепт в аптеке имеется. Также они не выписывались в течение 25 дней после выдачи этих препаратов, в том числе несвоевременной. Соответствующие ограничения были поставлены в автоматизированной компьютерной системе «Система регистрации льготников», которой пользуются поликлиники для выписки льготных рецептов.

Таким образом, фактически имея право на бесперебойное ежемесячное получение льготных препаратов и товаров медицинского назначения, гражданка Т. не была ими обеспечена в течение двух – трех месяцев и получала рецепты на льготное лекарственное обеспечение не на каждый месяц.

Согласно разъяснениям Комитета здравоохранения Волгоградской области, данные ограничения в компьютерной системе направлены на то, чтобы информировать врачей о невозможности обеспечения пациента теми препаратами, которые применяются в данный момент для его лечения, и о необходимости решить вопрос о смене применяемых препаратов на один из тех, который имеется в наличии, со схожими терапевтическими особенностями, но относящийся к другой фармакологической группе. Кроме того, выдача препаратов сразу на несколько месяцев расценивалась как неправильная, так как зачастую врач должен ежемесячно контролировать состояние пациента на предмет возникновения нежелательных реакций на препараты, неблагоприятного течения заболевания и т.д., вследствие чего возможно придется менять лечение.

Не отрицая того, что данный подход имеет свою логику, стоит отметить, что его реализация требует неформального подхода со стороны лечащего врача, который должен учитывать при определении терапии не только состояние здоровья пациента, но и другие такие обстоятельства, как наличие тех или иных препаратов в аптечной сети, возможные сроки их поступления в аптеку и т.п. Но зачастую проблема именно в том, что в этом месте взаимодействие лечебного учреждения с учреждениями распределения и закупки льготных лекарств происходит не на должном уровне. Лечащими врачами оперативно не рассматриваются вопросы корректировки назначенной терапии с учетом перечисленных обстоятельств.

И в итоге возникают ситуации, когда рецепты остаются на отсроченном исполнении несколько месяцев, в течение которых граждане вынуждены за собственный счет приобретать лекарства, которые он должен получать бесплатно.

Так инвалиду 1 группы гражданину С. была назначена терапия препаратом «Метотрексат, раствор для инъекций» определенной дозировки, которая и была указана в льготном рецепте. 07 октября 2021 года данный рецепт был сдан в аптеку, и на момент обращения гражданина к Уполномоченному указанный препарат был в аптечной сети для льготного обеспечения, но в других дозировках, что не позволяло выполнить рецепт заявителя.

Только после обращения Уполномоченного в Комитет здравоохранения Волгоградской области данный вопрос был разрешен, в результате чего пациент получил требуемое лекарство в необходимом количестве, но в иных дозировках, которые позволяли легко отмерить необходимый для лечения объем препарата . В целом стоит отметить, что именно несвоевременность обеспечения льготников требуемыми препаратами, негативно отражающаяся на состоянии их здоровья, становится причиной обращений на тему лекарственного обеспечения. Гражданин П. – инвалид 2 группы вследствие военной травмы в середине 2020 года перенес инфаркт и в связи с этим операцию по стентированию. В течение года после операции нуждался в приеме отдельных препаратов, которые получал до января 2021 года. 15 января 2021 года он предъявил очередной рецепт на льготное лекарственное обеспечение, однако до обращения к Уполномоченному так и не смог получить лекарства. Гражданину П. поясняли, что данного лекарства для льготников нет. Совместно с сотрудниками ГБУЗ «Дирекция здравоохранения Волгоградской области» данный вопрос в оперативном порядке был решен. Для льготного обеспечения гражданина П. необходимые препараты были направлены в аптеку по месту жительства.

Гражданка К. нуждалась в лекарственном препарате «Хлорамбуцил». Соответствующий льготный рецепт был сдан ею в аптеку 16 июня 2021 года. По состоянию на 20 июля 2021 года данный рецепт оставался необеспеченным.

Поставка препарата в область планировалась на 23 июля 2021 года. В дальнейшем ситуация повторилась. Новый рецепт на льготное обеспечение тем же препаратом гражданка К. получила 06 сентября 2021 года. Однако по состоянию на конец октября 2021 года данным препаратом она опять обеспечена не была, так как момент рассмотрения ее повторного обращения проводились закупочные мероприятия.

Гражданка З., страдающая заболеванием сахарного диабета, не могла получить положенные ей в льготном порядке тест-полоски к глюкометру. На момент поступления обращения необходимые тест-полоски отсутствовали в аптечной сети для льготного обеспечения граждан. Поставка данных медицинских изделий ожидалась только во второй половине мая 2021 года, то есть спустя почти месяц.

Гражданка П., страдающая заболеванием сахарного диабета, обратилась по вопросу получения льготных лекарственных препаратов. Как выяснилось, два рецепта на момент обращения находились на отсроченном обеспечении в аптечном учреждении уже два месяца. А рецепты на препараты лористо, диабетон, моксонидин и амплодипин не выписывались по мотиву отсутствия данных препаратов для льготного обеспечения в аптечной сети.

При рассмотрении обращения службами Комитета здравоохранения Волгоградской области было обеспечено получение гражданкой П. препарата диабетон. Остальные положенные ей препараты действительно отсутствовали для льготного обеспечения. Их поступление ожидалось только в феврале 2021 года.

Гражданин Б., признанный инвалидом 1 группы и страдающий онкологическим заболеванием, должен был получать лечение препаратом сорафениб. Соответствующий рецепт, оформленный ГБУЗ «Поликлиника №2» на льготное обеспечение данным препаратом, был поставлен аптечным учреждением 07 октября 2021 года на отсроченное обеспечение.

При рассмотрении обращения выяснилось, что вследствие недостаточного финансирования данное лекарство планировалось закупить только в начале 2022 года. В целях обеспечения больного требуемой терапией Уполномоченный обратился за содействием к руководству ГБУЗ «Волгоградский областной клинический онкологический диспансер». Поступали также обращения и других граждан, которые оказались в аналогичном положении. В таких ситуациях больные по возможности вынуждены самостоятельно приобретать лекарственные средства за собственный счет.

Жительница Жирновского района гражданка К., признанная инвалидом 3 группы, заявила о ненадлежащем обеспечении ее лекарственным препаратом «десмоприссин». Льготный рецепт находился на исполнении с 08 декабря 2020 года, и заявительница была вынуждена приобрести препарат самостоятельно за собственный счет.

Отсутствие «десмоприссина» для льготного обеспечения граждан стало основанием для внесения территориальным органом Россздравнадзора по Волгоградской области в Комитет здравоохранения Волгоградской области предписания об устранении нарушений законодательства в части своевременной организации обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами по медицинским показаниям.

Ожидаемым сроком поставки препарата в область была вторая половина февраля 2021 года. Отмечу также то обстоятельство, что встречаются и такие факты, когда льготные рецепты не выписываются или остаются без своевременного исполнения по мотиву его отсутствия для льготного обеспечения, несмотря то, что в действительности назначенные препараты имеются.

Так при рассмотрении обращения гражданки Л., признанной инвалидом 2 группы, было установлено, что рецепт на льготное обеспечение препаратом «аторвастатин» находился на отсроченном обеспечении в аптечном учреждении с сентября 2020 года.

Данный препарат, а также препарат «спиронолактон» отсутствовали в аптечной сети для льготного обеспечения. В связи с этим врачом ГБУЗ «Калачевская ЦРБ» было отказано в выписке новых льготных рецептов.

По этой же причине не были выписаны рецепты на другие медикаменты: «продакса», «метформин» и «омепразол», хотя при обращении Уполномоченного в учреждение Комитета здравоохранения Волгоградской области, организующее распределение льготных лекарств по аптекам региона, выяснилось, что данные препараты имелись и были направлены в аптеку по месту жительства инвалида.

Гражданка Н., страдающая сахарным диабетом, с 08 февраля 2021 года не могла решить вопрос с получением в поликлинике рецепта на льготное обеспечение препаратом «галвус». Со слов заявителя, ей отказали в оформлении рецепта и предложили для решения вопроса самостоятельно обращаться на «горячую линию» Комитета здравоохранения Волгоградской области. При этом в ГКУЗ «Дирекция здравоохранения Волгоградской области» Комитета здравоохранения ВО отметили, что «галвус» на складе ГУП «Волгофарм» имелся в достаточном количестве, но ответственные должностные лица поликлиник самоустранились от необходимости уточнения и оформления рецептов. Препарат был отправлен в аптеку по месту учета заявителя.

Несовершеннолетняя гражданка Ч. нуждалась в препарате метотрексат. Оформленный льготный рецепт находился на момент обращения на отсроченном исполнении в аптеке два месяца. При содействии ГКУЗ «Дирекция здравоохранения Волгоградской области» данный препарат был направлен в аптеку для выдачи больной девочке.

Житель р.п. Новониколаевский гражданин Б. указал на необеспечение его несовершеннолетнего ребенка препаратами лантус и новорапид, а также тест-полосками к глюкометру. Работники ГБУЗ «Новониколаевская ЦРБ» отказывали в выписке льготного рецепта по мотиву их отсутствия. Между тем, при содействии ГКУ «Департамент здравоохранения Волгоградской области» было установлено, что данные препараты, предназначенные именно для льготников, находились в достаточном количестве на аптечном складе ГУП «Волгофарм». Руководству поликлиники ГБУЗ «Новониколаевская ЦРБ» было предложено принять меры по недопущению необоснованного отказа пациентам в реализации права на льготное лекарственное обеспечение. Мама другого ребенка, нуждающегося в том же препарате, гражданка Т., при обращении в поликлинику за содействием в реальном обеспечении необходимым лекарством, получила следующую рекомендацию: решать данный вопрос непосредственно путем обращения на «горячую линию» Комитета здравоохранения Волгоградской области, хотя изначально данный информационный канал предназначался для коммуникации между облздравом и лечебными учреждениями и оперативного решения вопросов льготного лекарственного обеспечения.

За отчетный период жители области заявляли и об иных организационных проблемах, связанных с льготным лекарственным обеспечением, которые также затрудняли гражданам получение данной помощи от государства. Так в ГУЗ «Поликлиника №5» Волгограда оформление рецепта на льготное лекарственное обеспечение стало настоящим испытанием для отдельных больных, о чем Уполномоченному сообщил гражданин П., признанный инвалидом 2 группы.

На приеме у кардиолога в кабинете, расположенном в здании на улице 64 Армии Волгограда, заявитель получил на руки медицинскую карту, с которой отправился в другое здание той же поликлиники на улице им. Кирова. Расстояние между этими подразделениями составляло практически 1 км.

В подразделении на улице им. Кирова пациент, получив льготный рецепт, должен был вернуться к лечащему врачу за его подписью. Такую организацию процедуры выписки льготного рецепта заявитель расценил как издевательскую для инвалида. По данному и иным вопросам, поставленным заявителем, Уполномоченный обратился в Комитет здравоохранения Волгоградской области. К сожалению, на мой взгляд, описанной проблеме не было уделено должного внимания, так как каких-либо конкретных мер по изменению сложившегося в ГУЗ «Поликлиника №5» порядка выписки рецептов на льготные лекарственные препараты не принято. Было указано лишь на возможность по действующему порядку выписки рецептов как при личном обращении больного, так и по телефону с последующей передачей рецептов в аптечное учреждение.

Хотя при непосредственном общении с медицинскими работниками последними всегда подчеркивалась невозможность выписки льготных препаратов без предварительного осмотра больного на предмет оценки его текущего состояния и возможности продолжения ранее назначенной терапии или необходимости ее изменения.

В итоге хотелось бы отметить, что 2021 год, как и предыдущий, прошел под знаком борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции, увеличенной нагрузкой на государственную систему здравоохранения, что, несомненно, отразилось негативным образом на уровне обеспечения населения квалифицированной медицинской помощью. Тем не менее стоит отметить, что в целом наш регион, с учетом имеющихся возможностей, достойно проходит это испытание. При рассмотрении обращений граждан Уполномоченный всегда может рассчитывать на должный уровень содействий со стороны Комитета здравоохранения Волгоградской области и руководства лечебных учреждений, что позволяло положительно разрешать обращения граждан и гарантировать им должный уровень медицинской помощи.

Валерий Ростовщиков


Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

омбудсменуполномоченный по правам человекавалерий ростовщиковздравоохранениельготные лекарствафинансированиеврачи
5
1