«Нечеловеческими усилиями мы тянули орудие»: рассекречены воспоминания артиллериста о бое у Мамаева кургана
Фото: Heinz Bergschicker «Stalingrad - Eine Cyronik in Bildern"
Читайте также:
- В Волгоградской области 43 школы полностью перевели на карантин по COVID-19 и ОРВИ (25.01.2022 17:21)
- Под Волгоградом более 135 военных и полицейских ищут пропавшую девочку в новом районе (25.01.2022 16:48)
- В Волгограде изменили схему движения маршрутки №4 (25.01.2022 15:06)
- Как определяется «омикрон» в Волгоградской области (25.01.2022 15:49)
- «Бюджетный клуб всегда проиграет частному по эффективности использования средств»: тренер-аналитик «Ротора» Михаил Мысин (25.01.2022 11:12)
На рассвете 25 декабря у подножия Мамаева кургана произошел небольшой, но важный бой артиллеристов. Как все происходило, можно узнать спустя 79 лет из описания, составленного непосредственным участником боя - командиром 6-й батареи 820-го артиллерийского полка гвардии лейтенантом В.К. Дорофеевым. «Блокнот Волгограда» продолжает публиковать рассекреченные архивы Сталинградской битвы.
У архивного документа короткий заголовок – «Поединок». Свое описание Дорофеев начинает с краткого введения в курс дела. Военный уверен, что победа в битве уже близка. И правда – это произойдет почти через неделю после описанных событий, 2 февраля.
- Уже два месяца как все туже и туже сжимается кольцо вокруг окруженной около Сталинграда немецкой группировки. Для всех понятно, что она обречена. Понимают это, очевидно, и немцы и, как всякий приговорённый к смерти, прилагают все усилия, чтобы отсрочить, оттянуть день гибели. Немцы уже потеряли свою основную командную позицию – высоту 102.0 (Мамаев курган) с находящимися на ней железобетонными баками, превращенными ими в ДОТы. Шаг за шагом наши части отвоевывают у захватчиков занятую ими территорию, уничтожают технику противника.
25 января 1943 года меня вызвал командир второго дивизиона капитан Лазаренко и приказал ночью со своим расчётом (я тогда и был командиром орудия 6-й батареи) выйти к подножию Мамаева кургана, забрать орудие, расчёт которого погиб, выкатить его на курган и, выбрав позицию, уничтожить орудие противника, которое прямой наводкой вело огонь по наблюдательным пунктам дивизиона, обстреливало Ю1 и, как говорится, житья не давало.
Задача была трудная - крутые склоны кургана, изрытые воронками, перекопанные траншеями, местами в лощинах глубокий снег, беспрерывный артиллерийско-минометный и автоматно-пулеметный огонь днем и постоянное освещение переднего края ракетами ночью осложняли выдвижение орудия на огневую позицию. Днем я с двумя человеками из расчёта подобрал место дли огневой позиции, откуда хорошо было видно орудие противника, наметил ориентиры поближе к своей огневой позиции, чтобы можно было ориентироваться в предрассветной темноте.
Вид на Волгу с кургана
С наступлением темноты приступили к выдвижению орудия. Одному расчёту такая задача была не по силам, и я обратился за помощью к разведчикам дивизиона. Нечеловеческими усилиями мы тянули орудие на курган. Громко командовать или даже разговаривать было нельзя, так как мы находились в непосредственной близости от противника. Шепотом ругали ракетчиков противника, беспрерывно освещавших передний край. Каждая ракета заставляла нас застывать в той позе, в какой она нас застала, иначе автоматчики противника немедленно открывали огонь в направлении движения. Наконец орудие на кургане и стоит в намеченной мною днем воронке от "Ивана". Несколько расчистили края воронки и направили орудие по направлению намеченного ориентира. Боеприпасов не было и за ними надо было идти на берег Волги, а до рассвета оставалось полтора-два часа. Оставив у орудия одного наводчика, Лапина, мы все, взяв вещмешки и сбросив шинели и куртки, бегом побежали к Волге, до которой было три километра. Через час у орудия лежали двенадцать снарядов, и мы с облегчением перевели дыхание - все готово к стрельбе, скорее бы рассвет, скорее бы уничтожить орудие проклятых фрицев.
Начало светать. Расчёт был на своих местах в ожидании команды. Противник тоже не спал - он, по-видимому, заметил нас еще ночью и также ожидал рассвета. Наводчик Лапин, наблюдая в панораму, заметил, что расчёт вражеского орудия зашевелился. Я приказал зарядить орудие. Наводчик, не дождавшись моей команды, произвел выстрел. Одновременно, а, может, быть на какую-нибудь долю секунды раньше нас, выстрелило орудие противника. Снаряд со свистом пролетев над орудием, разорвался метрах в пяти сзади нас, не причинив никакого вреда. Выстрел вражеского орудия был первым и последним - наш снаряд угодил прямо в орудие противника, вывел его из строя и перебил расчет.
Задача била выполнена. Вечером командир дивизиона капитан Лазаренко вызвал меня на Ю1, пожал мне руку и объявил благодарность всему расчёту.
В преддверии 79-й годовщины победы в Сталинградской битве "Блокнот Волгограда" собирает истории защитников и защитниц города и всей страны. Расскажите о героях своей семьи: рядовых и офицерах, танкистах и артиллеристах, моряках и летчиках, медсестрах и тружениках тыла - всех, кто приближал великую победу! Присылайте истории и снимки родных ветеранов в редакцию по номеру 8-999-626-93-55 (мы есть в Whatsapp и Viber) и на почту news@bloknot-volgograd.ru. Мы будем публиковать ваши рассказы в преддверии 2 февраля на нашем сайте «Блокнот Волгоград» и в соцсетях.
Анна Нефёдова
Новости на Блoкнoт-Волгоград