Волгоград Понедельник, 02 декабря
Общество, 09.04.2019 10:27

После выступления я теряю до трех килограммов веса, - главный дирижер «Царицынской оперы»

С 2017 года Сергей Гринев - главный дирижер «Царицынской оперы». За плечами музыканта годы работы в театрах и симфонических оркестрах Астрахани, Ростова, Владикавказа, успешные выступления в театрах России, в ближнем и дальнем зарубежье.

Коллеги говорят о том, что у него прекрасные руки, он трудоголик и очень креативный дирижер. Сергей Гринев - неотъемлемая часть творческого процесса, он «управляет пультом» от всего театра. С его подачи опера пошла в массы - флешмобы в торговых центрах, концертные проекты в самом театре. Сегодня «Царицынская опера» значительно расширила репертуар и стремительно выходит на уровень ведущих театров России.

Справка: Сергей Гринев, 39 лет. Родился в городе Шахты Ростовской области, закончил консерваторию. В 2003 году стал лауреатом Всероссийского конкурса молодых дирижёров (Москва). Работал дирижёром Национального симфонического оркестра Республики Северная Осетия, в театрах Ростова и Астрахани.

ох11.jpg

- Действительно, дирижер является представителем самой сложной из всех музыкальных профессий?

- Британские ученые вынесли дирижера на седьмое место в списке самых сложных по нервному и физическому напряжению профессий. Дирижер объединяет в себе сплав качеств: музыкант, организатор, дипломат, психолог, стратег. После выступления я теряю до трех килограммов. Кардиологи и остеопаты – мои «любимые» доктора.

- Что помогает восстановить силы?

- Спортивный зал, бассейн, смена деятельности. Но лучше всего помогает интересная работа. Если есть результат и эмоциональный подъем от нового проекта, то в прошлом остаются нервные срывы, бессонные ночи и моральное истощение. Интересная работа восполняет все пробелы.

- Сергей Сергеевич, а музыку слушаете во время отдыха?

- По настроению слушаю рок, популярную музыку 90-х, главное, чтобы музыка была качественной. Классику не слушаю, ее хватает на работе. Помогает настроиться чтение (в основном фантастика и приключения).

ох9.jpg

- С чего началась работа в театре «Царицынская опера»?

- Первый год была проведена большая административная работа, которая коснулась и качества музыкального материала, и организации по сути нового оркестра. Директор поставил конкретную задачу - выйти на уровень ведущих театров России. А это значит, что количество и качество спектаклей, концертов должно соответствовать этому уровню, так же, как сам подход к рабочему и репетиционному процессу. К примеру, в 2016 году проходило 2 – 3 спектакля в месяц, сегодня это же количество спектаклей в неделю.

- Какую вы бы выбрали метафору для описания театрального процесса?

- Завод, мануфактура. Каждый музыкант, артист должны исполнять свою роль на 100 процентов.

- Неожиданно…

- Именно так. Спектакль создается огромным количеством людей, и от качества выполненной работы, от исполнения своих обязанностей каждым из занятых в этом процессе, зависит результат. Никто из творческих людей не существует автономно. Театр – это четкая иерархия, на вершине которой есть руководитель.

ох8.jpg

- Сергей Сергеевич, и кто же в театре главный?

- В театре царит двоевластие: творческое руководство и администратор (директор). Задача творческого руководителя найти консенсус с администратором. Нам повезло, что директор «Царицынской оперы» Леонид Пикман - человек творческий, который разбирается в искусстве, вникает в процессы и следит за современными тенденциями.

- Получается, у творческого руководителя остается мало времени на искусство, административная работа забирает слишком много сил?

- Это моя боль. Когда я был вторым дирижером и наслаждался творчеством, то не понимал состояния и задач главного дирижера. Теперь, оказавшись на этом месте, увидел, что львиная доля времени уходит на совещания, выезды, отчеты. Главный дирижер становится администратором и лишь в тридцати процентах оставшегося времени – творческим человеком.

- Вы перфекционист в профессии, какими параметрами оцениваете свою работу?

- Если от музыки идут мурашки, значит, я смог выполнить свою задачу на 100 процентов, однако очень редко бываю доволен собой, ведь всегда можно сделать лучше. Реакция публики понятна - если понравилось, то аплодируют долго и стоя. Если спектакль не удался, то я не могу позволить себе выйти на поклон, поскольку считаю овации в таком случае незаслуженными.

ох1.jpg

- Что нужно сегодня предпринять, чтобы приблизить оперу к современным зрителям?

- В провинциальном театре сейчас есть тенденция к ретроградству. Мы постоянно оглядываемся в прошлое, сравниваем, боимся потерять зрителя, быть непонятыми. Считаю, что для нашего театра важно перейти на новую ступеньку. Можно поддерживать классическое направление, но важно также экспериментировать с репертуаром. Мы работаем с разными режиссерами, которые предлагают свое видение различных постановок. Не важно – «на коне или на мотоцикле князь Игорь», главное, чтобы музыка, актерская игра соответствовали внутреннему содержанию произведения и музыкальной драматургии.

- О каких современных тенденциях в опере можно говорить?

- В современном музыкальном театре режиссеры предлагают артистам существовать в естественном сценическом пространстве, что порой осложняет технику пения. Вокалистам приходится в положении лежа, сидя, вниз головой выполнять разные режиссерские задачи. Конечно, остались определенные моменты, связанные со спецификой оперного пения, которые нельзя нарушать. Все эти тенденции нового режиссерского оперного театра - движение в сторону кино. Мы должны учитывать клиповое сознание современных зрителей - мышление сиюминутного восприятия. Человек улавливает информацию через короткие яркие образы, как видеоряд различных кадров, крупных планов. Опера движется в сторону кино. Никто не приходит сегодня слушать оперу, ее приходят смотреть

ох2.jpg

- А что сейчас лидирует, если можно так выразиться, актерское мастерство или вокал?

- В начале прошлого века главным на сцене был вокалист, затем вокал и актерское мастерство сравнялись по значимости. Сейчас актерская игра переросла вокал. Сегодня технику вокала нужно поднимать на более высокий уровень. Мы наблюдаем тенденцию синтетического искусства и персонализации актерского мастерства. Мы идем в ногу со временем, и исполнителям приходится подстраиваться под то видение, которое есть. Оперу сегодня никто не слушает, оперу смотрят. Если зритель не слышит музыку и вокал, а следит за сюжетом, то это хорошо срежиссированная постановка. Музыка лишь передает напряжение, драматизм происходящего на сцене.

- И все же вокал - это ближайший путь к сердцу зрителя...

- В оперу нужно приходить и чувствовать. Не надо пытаться увидеть в опере разложенное препарированное искусство. Опера – это зрелище, картинка, которая захватывает и держит. Нечто классическое и вечное, и ты оголяешь свои чувства...

ох5.jpg



 

 

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Лица города  
Волгоградлица городаопера
2
0