Волгоградская общественность категорически против частных центров подготовки к школе
Зима - самое время задуматься о будущем для дошколят. Кто-то начинает заниматься образованием детей еще за несколько лет до школы. Некоторые родители думают об этом только за полгода до поступления в первый класс. А другие родители предпочитают, чтобы их дети учились всему в школе. Какая позиция правильная? Это постарался выяснить корреспондент "Блокнота-Волгоград".
О центрах:
В Волгограде существует множество центров для подготовки детей к школе. Они готовы принимать и обучать малышей с 1,5 лет. Программа во всех центрах практически одинакова. Изначально с детьми занимается логопед, для постановки правильной речи. Дальше малыши поднимаются вверх по интеллектуальной лестнице и уже к 6-ти годам они умеют читать и писать. Если же ребенок не занимался в подготовительной группе, то есть возможность посетить полугодовые курсы.
Разные центры предлагают разные услуги. Цена за одно занятие варьируется от 250 до 470 рублей за занятие. За эти деньги преподаватели центра развития обещают научить ребенка читать, писать, складывать и даже дать детям азы географии. Помимо этого в некоторых учреждениях во время занятий детям будут делать массаж пальцев ног, рук и головы. Посещать такие центры дети смогут 2 раза в неделю. Длительность занятий составляет от часа до двух часов. Также с вашим ребенком педагог сможет заниматься индивидуально, эта услуга уже дороже и длительность ее сокращается до 30-40 минут.
Но так ли необходима дошкольная подготовка в частных детских центрах? В таких местах ребенка учат действовать и думать как взрослого, но никто не отменял психические особенности ребенка. Он должен научиться использовать настоящие предметы: пирамидки, вкладыши и тп. Сейчас это все с легкостью заменяется айпадами и прочими электронными играми. Родители элементарно не находят времени и сил, чтобы заниматься своими детьми, им проще сунуть ребенку электронную игрушку, чтобы не мешал.
Мнения:
- Это не нормально, когда ребенку нет трех лет, а он уже умеет считать до 10-ти. Он не понимает последовательности, он не понимает, какое число больше, а какое меньше. Он просто заучил цифры. И в скором времени эта информация забудется. Многие родители не понимают, что делают, отдавая ребенка в частный центр дошкольного образования. Как минимум они его перегружают. Ребенок должен научиться мыслить и понимать образами. Чтобы он знал, например, что мяч может быть для баскетбола, футбола, тенниса. И все их объединяет единое слово - мяч, - пояснила корреспонденту "Блокнот Волгоград" Светлана Пятаева, начальник отдела дошкольного образования и охраны прав детей Департамента образования Волгоградской области.
Кажется, что ничего страшного в том, чтобы до школы ребенок посещал занятия в специальных группах. На самом же деле это может повлиять на будущую жизнь малыша. Из-за посещения таких обучающих центров ребенок перестает получать образную информацию, а это является очень важным в формировании личности. Если этого нет - происходит деформация личности с раннего возраста. Когда дети вырастают, родители удивляются, почему они не чувствуют чужих бед, проблем и тп.
Если, к примеру, начать обучать годовалого ребенка иностранным языкам: к школе он эти знания потеряет и обучение пойдет заново. А вот деньги родителей, потраченные впустую, уже не вернуть. Ведь нет ничего страшного в том, если ваш ребенок не пошел на уроки географии в три года. То, что сейчас является модным посещение таких центров - это только действие рекламы на взрослых людей.
На самом деле для маленького ребенка важна физическая активность, поэтому с 4-ех лет лучше отдать малыша в спортивную секцию. Ребенку должно быть интересно и увлекательно. А познавательная активность ребенка появляется к началу школьного обучения. Если в школу он приходит уже с знаниями, то проявляется свойственная в этом случае высокомерность детей, когда они говорят: "я все знаю", "зачем это учить, я уже это учил". Поэтому начинают появляться проблемы с поведением, а это уже первая неудача.
- Мой сын ходит в обычный детский сад. Сейчас ему 2,5 года. Я считаю, что того, что детям дают в садиках вполне достаточно для школы. Когда я отдавала свою старшую дочку учиться, она не ходила ни в какие центры подготовки и сейчас умеет читать, считать и писать. В школе научат всему необходимому, - поделилась своим мнением с корреспондентом "Блокнот Волгоград" мама двух детей, волгоградка Олеся.
С точки зрения психологии:
Своим мнением на данную тему поделилась известная психолог Алена Беломытцева:
Посещение детских развивающих центров в наше время является достаточно популярным для родителей. Их убеждают в том, что детям просто необходимо посещать дополнительные занятия для того, чтобы школа «далась легче». Но вот незадача – многие из тех детей, которые посещают эти занятия, напротив, в дальнейшем испытывают серьезные трудности в адаптации к школьной программе. Посудите сами – на подготовительные занятия берут детей, интеллектуальные способности которых достаточно высоки. Дети часто приходят на такие занятия уже способные и писать, и читать (хотя бы немного). Полгода занятий в учебных центрах с настоящей школьной дисциплиной превращаются в полноценную программу первого класса. Что происходит с детьми, которые после этого идут в настоящий первый класс? Правильно – их желание учиться сводится на нет. Возникают первые серьезные проблемы. Первоклассник смело заявляет: «учиться я не хочу! И вы меня не заставите!».
С такой проблемой обратилась ко мне Марина. Ее дочь (Варвара), теперь уже второклассница, в прошлом году испытала на себе все «тяготы» подготовки к школе. Девочка в четыре года самостоятельно захотела обучиться чтению и письмо, была успешна в детском саду. Ее родителей убедили – девочку просто необходимо отдать в детский развивающий центр и подготовить к школе. Итого получилась интересная арифметика – девочка в четыре года, в пять лет и интенсивно в шесть лет учила программу первого класса. Учиться в первом классе она наотрез отказывалась. Помогли нам с Варварой приемы, позволяющие найти для себя «что-то новое» в давно забытой старой учебной программе.
Сложности могут возникнуть и во время обучения в самом развивающем центре. Если дети имеют достаточно серьезную подготовку в детском садике, знают буквы и цифры, в определенный момент в процессе обучения могут возникнуть проблемы на дополнительных занятиях. Так случилось с Глебом, который пошел на подготовительные занятия в пять лет. В шесть лет интерес к обучению пропал, мальчик отвлекался на занятиях, домашние задания за него делали родители. После нашей консультации с матерью Глеба – Ольгой, они прекратили занятия и через полгода с успехом пошли в первый класс. За эти полгода родители посвятили много времени общему развитию сына, читали энциклопедии, смотрели интересные видеосюжеты о жителях наземного и подводного мира. Все это помогло вызвать интерес не только к процессу обучения, но и к социализации Глеба в первом классе – ему было что рассказать сверстникам и было, чем поделиться.
Вывод напрашивается сам собой – мы ни в коем случае не хотим обвинить центры подготовки к школе и раннего развития. Но выбор такого учреждения – серьезный шаг для родителей. Оцените реальные способности Вашего ребенка – действительно ли он нуждается в дополнительных занятиях и есть вероятность того, что алфавит, чтение и счет он не сможет освоить в первом классе? Если да – то специализированные центры подготовки созданы именно для Вашего ребенка. В противном случае, не стоит трать время и семейные сбережения, которые можно потратить также на ребенка, но дать ему гораздо большее чем счет и чтение.
И помните – современные школы обязаны принимать всех детей без исключения. Независимо от их способности к счету, письму и чтению. Психолого-педагогическое тестирование отныне не является обязательным. Ребенка принимают в школу по месту жительства без специальных «конкурсов».
Стандарт дошкольного образования:
Родителям не стоит забывать, что существует Стандарт дошкольного образования, в котором прописаны все необходимые навыки, с которыми ребенку нужно поступать в школу. Будущий первоклассник должен овладевать основными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в игре и общении. Ребенок к школе различает условную и реальную ситуацию, может выражать свои мысли и желания.
В плане грамотности - ребенок должен уметь выделять звуки в словах, хорошо владеть устной речью, уметь выражать мысли и желания. Помимо этого у дошкольника должно присутствовать формирование естественнонаучных знаний: знание времен года, погоды, сезонов, однако это должно присутствовать в игровой форме.
Новости на Блoкнoт-Волгоград