Волгоград Четверг, 28 марта
Здоровье, 31.12.2020 09:30

Врачи Волгоградского перинатального центра №2 рассказали о тяжелой стороне работы

Появление на свет нового человека – настоящее чудо. Сам процесс родов – сложный и ответственный, борьба идет за две жизни: матери и ребенка.

Мало кто понимает, что приходится переживать в этот момент настоящим героям – врачам. Как известно, в перинатальном центре непростые пациенты. В пандемию работать особенно тяжело.

С чем приходится сталкиваться врачам Волгоградского областного клинического перинатального центра №2 – в материале «Блокнот Волгоград».

DSC04764.jpg

– Перинатальный центр – это одно из главных медицинских учреждений региона. Нам важна связь со всеми районами области и созданной системой, когда женщина со сложной патологией может быть в любое время проконсультирована и приехать в перинатальный центр для получения высококвалифицированной врачебной помощи. Главное, конечно, это стало доступно любой сельской жительнице. Важно для наших беременных, чтобы они вовремя обращались, становились на учет, регулярно наблюдались, а мы постараемся все для них сделать. По количеству родов мы – безусловный лидер в регионе, – рассказала главный врач ГБУЗ «Волгоградский областной клинический перинатальный центр №2», главный внештатный акушер-гинеколог комитета здравоохранения Волгоградской области Татьяна Александровна Веровская.

Как обычно, беременность начинается с поликлиники. На вопросы корреспонденту «Блокнот Волгоград» ответила заведующий консультативно-диагностической поликлиникой, врач-акушер-гинеколог Марина Анатольевна Полянская.

DSC04523.jpg

– Какие вопросы решает консультативно-диагностическая поликлиника перинатального центра №2?

– Мы консультируем беременных женщин высокой группы риска: это те пациентки, у которых имеются определенные заболевания. В первую очередь, мы оказываем помощь жительницам Волгоградской области, которые живут в отдаленных районах региона. На базе нашей поликлиники мы специализируемся в ранней диагностике пороков развития плода. Пациентки, у которых обнаружены пороки развития плода, также относятся к высокой группе риска и будут родоразрешаться в специализированном стационаре.

– Насколько важно планировать беременность?

– К нам редко приходят с вопросом планирования беременности. Как правило, женщину по месту жительства направляют к нам по факту обследования и выявления рисков. К нам уже женщины приходят на обследование с той частотой, которая ей необходима. Мы наблюдаем этих пациенток параллельно с женской консультацией. Такие женщины, как правило, родоразрешаются в нашем центре. Мы должны спрогнозировать всевозможные риски, обеспечить им нужный объем обследования, чтобы к моменту родов была вся информация для принятия решений. Тех, кто страдает бесплодием, мы консультируем и даем рекомендации. Также мы стараемся развиваться, у нас работает врач-гинеколог-онколог, специализирующийся по патологиям шейки матки. В связи с некоторыми социальными особенностями нашей жизни, стала активно распространяться ВПЧ-инфекция, которая напрямую связана с раком шейки матки. Как раз наш специалист современными методами может выявлять предрак и рак шейки матки. Для профилактики данного онкологического заболевания необходимо каждый год проходить скрининговое обследование, которое доступно в каждой женской консультации по полису ОМС. В среднем рак шейки матки развивается за 10-20 лет.

– Какой сейчас средний возраст женщины, которая беременна первенцем?

– Могу сказать, что сейчас появилась тенденция к рождению второго и третьего ребенка. Очень много женщин, которые рожают после 35-ти лет, и даже есть такие, которые рожают после 40-ка. Медицина развивается. Раньше мы говорили, что в 35 лет – уже старородящая, а 18 – слишком юная. Вот и думай, когда рожать. Оптимально в 23. Но в 23 ты сможешь родить одного, а как же стать многодетной мамой? Наши бабушки и прабабушки рожали и после 40-ка лет. Сейчас уровень здоровья женщины изменился, продолжительность жизни – тоже. Появилась возможность лечить какие-то хронические заболевания, появились препараты, которые при осложнениях помогают достойно доносить беременность. Выхаживание маловесных и недоношенных детей стало возможным. Раньше преждевременные роды были большой проблемой, сейчас мы выхаживаем детей с экстремально низкой массой тела. Мы не будем ограничивать наших пациентов в возможности деторождения, особенно какими-то возрастными рамками. Детей ведь рожают не только, когда возраст подходит, а когда психологически семья готова. Не просто, что мне нужен ребенок, а я родила, когда моя семья приняла это решение. Когда я знаю, что я смогу его воспитать, что я его не брошу на произвол судьбы или на нянечек. Не всегда беременность бывает планируемой, просто надо любить детей, когда бы они не появлялись.

– Часто ли выявляются патологии плода, и с чем это связано?

– Патологии выявляются часто. Но не чаще, чем раньше. Очень много разных факторов влияет на формирование плода. 

– Много ли сейчас беременных, больных коронавирусом?

– По городу переболело около 1000 человек коронавирусом. Количество больных коронавирусом беременных, к сожалению, каждый день увеличивается. Очень много женщин заражается внутри семьи. Наблюдение таких пациенток ведется как терапевтом, так и акушером-гинекологом. При необходимости они госпитализируются в родильный дом №5. Здесь, на базе Волгоградского областного клинического перинатального центра №2, мы контролируем состояние таких пациентов, которые перенесли коронавирусную инфекцию. Особенно нас беспокоят те женщины, которые перенесли ковид в средней и тяжелой форме. Мы приглашаем их к себе, проводим исследования, даем рекомендации, чтобы как можно раньше выявить и предотвратить возможные осложнения. Рекомендуем иногда госпитализацию к нам для реабилитации после коронавируса.

– Коронавирус как-нибудь влияет на плод?

– Исследования в настоящий момент только проводятся, поскольку коронавирусная инфекция новая для человека, полностью сказать, как влияет на плод и на дальнейшее развитие ребенка, никто еще не может. Будут ли осложнения в дальнейшем или не будут, а может быть, эта инфекция будет оставлять какой-нибудь след в организме новорожденного или даже взрослого – мы этого не знаем. Инфекция зарегистрирована год назад. Это маленький срок, чтобы говорить о каких-то отдаленных последствиях.

– Как у вас дела обстоят с очередями? Сколько пациентов в день проходит?

– У нас за смену проходит от 60 до 100 пациентов. Наши пациенты особенные, они часто приезжают из области. И наши очереди в большей степени связаны не с тем, что они ожидают. К нам в основном все приезжают из районов области по записи. Но многим требуется дополнительное обследование, подключение других врачей. Таким образом они иногда у нас задерживаются, потому что нельзя заставить приехать женщину сегодня на УЗИ, завтра на кардиотокографию и так далее.

Роды – сложнейший и ответственный процесс. О том, что происходит в родовом зале, рассказала заведующая родильным отделением, врач-акушер-гинеколог Татьяна Николаевна Колесник.

DSC04556.jpg

– Рабочий день всегда проходит очень насыщенно и интересно. Женщин в родах всегда очень много, поток, как кадры в кино, сменяется быстро. Рабочий день начинается в 08.00. Пациенты у нас достаточно сложные, с различными соматическими патологиями, с осложнениями беременности, а также с патологиями, выявленными внутриутробно у плода. К каждой женщине нужно найти индивидуальный подход. Все зависит от того, насколько женщина больная и насколько планируется рождение здорового ребенка. От этого исходят все наши планы, тактика ведения родов. Кого-то нужно сразу вести в операционную, кто-то может родить сам, кого-то нужно обезболить, а кто-то находится под наблюдением.

– Больше естественных родов или кесарево сечения?

– Мы сторонники естественных родов. Мы даже стараемся рожать естественным путем с женщинами, у которых предыдущие роды были посредством кесарева с рубцом на матке. Но не все роды заканчиваются через естественные родовые пути, иногда мы вынуждены роды закончить оперативно. Но в нашем блоке, безусловно, в большинстве случаев – это естественные роды.

– С какими сложностями вы сталкиваетесь в работе?

– Бывает очень сложно принять какое-либо решение. У нас времени на раздумья очень мало, и мы быстро собираем консилиум. Мы отвечаем за две жизни: за жизнь женщины и за жизнь новорожденного ребенка. Медлить здесь никак нельзя, и решения нужно принимать быстро, и не просто решения, а правильные. Этим мы отличаемся от всех других отделений.

– Бывают несчастные случаи, когда одну из жизней спасти не удается?

– Я повторюсь, у нас женщины имеют сложные соматические патологии. Я работаю 34 года врачом-акушером-гинекологом. В перинатальном центре я уже 6 лет. И смотришь на женщину и понимаешь: лет 15 назад этой женщине никто бы даже не разрешил вынашивать эту беременность, потому что она достаточно больной человек. А сейчас она рожает. Хочет здорового ребенка и хочет жить сама. И поэтому здесь нужно принять правильное решение, чтобы сохранить две жизни.

– У женщин с патологиями ухудшается здоровье после родов?

– Бывает и такое. Если у женщины после родов состояние ухудшилось, то она переводится с профильное лечебное учреждение, где она продолжает лечение.

– А что вы делаете, когда женщина во время родов перестает вас слушать?

– Пытаемся объяснить, когда видим, что ситуация выходит из-под контроля, подключаем вспомогательные методы, ускоряющие процесс родов. Перинатальный центр по максимуму настроен на то, чтобы сделать роды комфортными. То есть обеспечить ей комфортную обстановку во время родов. Я сторонник того, чтобы все роды были обезболены. Есть два способа: медикаментозный и немедикаментозный. У нас есть и душ, и ванна, и фитболлы. Ведь когда женщина рожает первый раз, у нее может сформироваться мнение, что роды – это больно, и больше не захочет рожать. Конечно, все обезболить невозможно. Но мы даем варианты, как облегчить боль: кому-то ванна теплая нужна, кому-то мячик, кто-то хочет рожать вертикально. Мы идем на все условия и находим общий язык. Медикаментозно желает обезболиться где-то половина рожениц. Большинство тех, кто прошел школу материнства во время беременности, предпочитают не обезболиваться медикаментозно. Лишние медикаменты во время родов потом и на грудном вскармливании сказываются. Риск осложнения от эпидуральной анестезии такой же, как и при любых других манипуляциях. Убеждаем рожениц, что она делается по показаниям, осложнения никто не может предугадать. Я не сторонник «эпидуралки» по желанию.

– А партнерские роды у вас практикуются?

– Сейчас из-за эпидобстановки у нас стало таких родов меньше, но все равно они есть. Мы приветствуем роды с мужьями. Хотим, чтобы женщины не воспринимали роды как какое-то наказание, а наоборот, радость, что в семье появится третий человек, который будет приносить счастье. Некоторые мужья могут выйти во время потуг, а некоторые стоят до конца, некоторые папы перерезают пуповину. У нас есть семейные палаты, там папы сами нянчат своих малышей. Да и женщине помощь после родов необходима.

Заведующая акушерским обсервационным отделением, врач-акушер-гинеколог Анастасия Валерьевна Гаврильчук.

DSC04493.jpg

– Каждый врач всегда старается найти индивидуальный подход, достигнуть компромисса: чтобы было не больно и понятно. По сто раз объясняет, по сто раз показывает, даже иногда на себе. А когда женщина слышит крик своего ребенка, то вся боль забывается.

– Кричать во время родов – это нормально?

– Это нормально, мы уже привыкли.

– Сколько родов в день вы принимаете?

– У нас от 10 до 25 родов за сутки. Сколько у каждого врача родов – невозможно посчитать, всегда по-разному.

– Можно ли предугадать экстренные ситуации?

– Роды – это же пороховая бочка, рвануть может в любой момент, и не знаешь где. Поэтому всегда нужно быть начеку и не расслабляться.

– Что лучше: кесарево сечение или естественные роды?

– Самый большой процент осложнений после родов – это именно после кесарева сечения. Когда рожаешь сама – через два часа уже на ногах. А операция есть операция. Для ребенка самостоятельные роды означают более благоприятный прогноз для его дальнейшего развития. Снижаются риски некоторых заболеваний, улучшается грудное вскармливание. Кесарево назначается только по медицинским показаниям. 

– Какая разница между первыми и последующими родами?

– Одни роды никогда не будут похожи на другие. С последующими родами сокращается время рождения ребенка. Первые роды проходят в среднем 10-12 часов, вторые – 6-8, третьи – еще быстрее.

– Как вы справляетесь со сложными родами и проблемными роженицами?

– Справляемся командой. Один в поле – не воин. Нам всегда помогают неонатологи, анестезиологи-реаниматологи. Вместе мы – сила.

В перинатальном центре №2 выхаживают даже самых маленьких недоношенных младенцев – от 500 грамм. Об этом рассказала заведующая отделением патологии новорожденных и недоношенных детей, врач-неонатолог высшей категории Нина Алексеевна Думчева.

DSC04627.jpg

–  В основном у нас лечатся наши дети из реанимации. Зачастую это недоношенные дети, которые требуют выхаживания: и месяц, и два, и три. Наше отделение рассчитано на 30 коек, сейчас пропускная способность повысилась. Идет много патологии у детей. Работа сложная. От новорожденных, особенно недоношенных, никогда не знаешь, чего ждать. Они могут как быстро ухудшать состояние, так и улучшать. У нас работают опытные доктора и медсестры. Даже медсестра, которая заходит в палату, может уже распознать, что с ребенком что-то не так. Тогда проводится дополнительная диагностика. Бывает и такое, что ребенка готовят к выписке, а его состояние резко ухудшается.

– С чем связано такое количество патологий у новорожденных?

– К нам много едет пациентов из области. Изначально не все женщины здоровые, есть патологии во время родов и во время беременности. В реанимации у нас всего 18 коек, они не пустуют почти никогда. У нас в отделении тоже все койки заняты. В основном у нас недоношенные дети, дети с пороками сердца, с задержкой внутриутробного развития, углеводными нарушениями, желтухой и поражением центральной нервной системы. Но бывает, что здоровый доношенный ребенок может стать инвалидом, а бывает, что из 800-граммовый ребенок вырастет абсолютно здоровым.

– Сколько детей было выписано в этом году, которые родились с весом меньше 1 кг?

– За первые 9 месяцев до 1 кг мы выписали 22 ребенка. До 1,5 кг мы выписали 94 ребенка. Идет большой поток таких детей. У нас в отделении дети, слава богу, не умирают.

– А как вы работаете с мамочками недоношенных детей?

– Это большой труд. Не все готовы. Они хотят ребенка, но, когда он рождается преждевременно или с какими-то отклонениями, мама не всегда с этим справляется, и с этим приходится очень много работать. Иногда такие мамы не могут до ребенка дотронуться – боятся, приходится помогать и пеленать, и купать. При медсестре даем взять на руки, чтобы она начала кормить, даже через зонд. Даем подержать ей шприц, даем погладить ребенка. И вот таким образом потихоньку мама осваивается, привыкает к своей ситуации и начинает справляться самостоятельно. У нас есть также клинический психолог, который работает со сложными мамами. А есть у нас сейчас в отделении мама, которая родила тройню, она даже помощи не просит, справляется сама и даже отдыхать успевает.

– А как вы выхаживаете недоношенных детей?

– Тепло, любовь, покой. По новым рекомендациям, уже уходят от агрессивного вмешательства и лечения. Сейчас в основном сбалансированное питание и умеренное лечение. Недоношенным деткам нужно мамино тепло и доброта. Эти дети очень чувствительны. Даже когда мама малыша не готова находиться с ребенком, она встревожена, малыш начинает плакать. Мама думает, что у него живот болит, находит кучу причин. Мы забираем ребенка, даем ей отдохнуть. Ребенок успокаивается и может проспать всю ночь.

– А бывают случаи отказа от ребенка?

– Бывают. Некоторые мамы на этапе беременности отказываются верить, что есть какая-то патология. А когда ребенок рождается, приходится сталкиваться уже с этим лицом к лицу. Как сказать о том, что ребенок не здоров, своим родственникам, мужу, друзьям? Мы стараемся никогда не обсуждать эти темы, персонал у нас в этих вопросах очень воспитан. При этом от матери не скрывается никакая информация. Мамы приходят и ко мне беседовать, как к заведующему отделению, также подключается клинический психолог.

ГБУЗ «ВОКПЦ № 2» открыло свои двери 15 декабря 2010 года. Первым в перинатальном центре №2 родился мальчик, которого назвали Владимиром. Центр оказывает помощь беременным с высокой группой риска развития осложнений в период беременности, родов и послеродовом периоде. Центр относится к учреждению третьего уровня.

– Хочется пожелать всем перед Новым годом не заболеть, а если заболеть, то перенести в легкой форме. Чтобы все вовремя обращались к врачам. Важно понять, что если есть необходимость остаться на Новый год в стационаре, то лучше пожертвовать одним праздником, чтобы потом с малышом их было еще очень много, – поздравила всех с наступающим Новым годом главный врач ГБУЗ «Волгоградский областной клинический перинатальный центр №2» Татьяна Александровна Веровская.

DSC04677.jpg

Алина Мельникова


Новости на Блoкнoт-Волгоград

Медицина Волгограда

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

волгоградперинатальный центрврачимедицинарождениедетибеременность
2
0