«Был скромным, несмотря на статус рок-звезды»: работавший с Михаилом Горшеневым волгоградец объехал страну от Калининграда до Камчатки
фото предоставлены героем публикации
Читайте также:
- «Гигантская сковорода для прожарки зрителей»: амфитеатр на новой набережной показали с высоты (11.07.2022 16:57)
- «Не буду позориться и, как в Москве, брать с людей за маску 50 рублей»: директор НЭТа Ангелина Шершень о возрождении театра после локдауна (29.11.2020 06:30)
- "Нельзя шарашить гетто, без школ, больниц, театров", - волгоградский общественник предложил строить, как во времена СССР (26.07.2019 10:14)
- Волгоградский фотограф показал театральные тайны «Библионочи» в библиотеке Горького (21.04.2019 13:13)
Продюсер, театральный журналист и автор проекта «Театральная карта России» Юрий Гончаров родом из Волгограда, но сегодня его работа охватывает всю страну. В интервью «Блокноту» Юрий рассказал, какой населенный пункт запомнился больше всего и как ему удалось поработать с солистом «Короля и Шута» Михаилом Горшеневым.

Юрий, расскажите: как театр появился в вашей жизни?
Это была не столько любовь с первого взгляда, сколько захват в театральный плен. Тогда я планировал снимать фильмы, думал, буду заниматься кинематографией. Но в 2008 году я оказался в Волгоградском театре юного зрителя. Первые спектакли — пьесы Николая Коляды и Мартина Макдонаха — буквально унесли меня в другой мир. Я тут же мысленно подписал контракт на вечное служение и напросился на работу. Спасибо Альберту Авходееву — я показал ему свои первые короткометражные фильмы и он пригласил меня в свой театр. Снимал спектакли, готовил тизеры для соцсетей (тогда это ещё было в новинку), верстал сайт театра, занимался оформлением постановок, ассистировал режиссёру.

С Михаилом Горшеневым
Потом, в 22 года, рванул в Москву и на какое‑то время даже попытался сменить поле деятельности — запускал музыкальный журнал. Но театр не отпустил. Судьба свела меня с постановочной командой рок‑мюзикла «ТОДД» при участии группы «Король и Шут». Я‑то думал снять фильм про музыкантов, это были мои кумиры детства — а в итоге снял кино про то, как рождается театральный спектакль. Так театр снова занял центральное место в моей жизни. И можно сказать — я смирился.
Работа над мюзиклом «ТОДД» стала для Михаила Горшенёва одним из важнейших творческих проектов в жизни. Михаил полностью погрузился в создание спектакля, который требовал от него не только вокальных данных, но и серьёзной актерской игры. Горшенёв проявил себя как настоящий профессионал, который с большим уважением относился ко всей постановочной команде. Несмотря на свой статус рок-звезды, он был скромным и открытым к сотрудничеству с другими участниками проекта. Это отмечали все, кто работал с ним над спектаклем.
У меня остался огромный неизданный материал про мюзикл «ТОДД». Надеюсь, придет время и мы выпустим полнометражный фильм о создании этого мюзикла.
— В 2013 году вы вернулись в Волгоград. Что послужило поводом?

С Евгением Мироновым
Временная заморозка проекта «ТОДД». Приехал в Волгоград, рассчитывал остаться на лето, но вскоре загорелся идеей создать единый театральный портал для города. Мне показалось справлюсь здесь — смогу масштабировать на всю страну. Собрал команду. Чтобы реализовать замысел, устроился сразу во все волгоградские театры. Когда выяснилось, что так нельзя, оперативно трудоустроил всю свою команду и проект «Театральные события города» стартовал. Это был прообраз будущей «Театральной карты России», но в масштабе одного города. Проект развивался стремительно. Вскоре он перерос в две еженедельные телепрограммы на канале МТВ — «Арт‑ТВ» и «Интервью и точка» (да‑да, задолго до «Вкусно — и точка»!). Выходили в прайм‑тайм — было здорово.

В 2018 году Ангелина Манжина предложила мне перезапустить отдел маркетинга Нового экспериментального театра (НЭТ). Параллельно я включился в программу Театра Наций по поддержке театров малых городов России.
Началась насыщенная жизнь: работа в театре, командировки, лаборатории, фестивали. Я открыл для себя множество удивительных театров по всей стране, познакомился с директорами, режиссёрами и критиками. Всё это пошло на пользу нашему театру — мы проводили лаборатории, представляли НЭТ на «Тавриде» и в «Сколково».

К 2022 году созрел для всероссийского проекта — так родилась «Театральная карта России», медийный театральный журнал. Презентация на Вахтанговском фестивале театральных менеджеров принесла более 130 заявок на документальные фильмы за первые две недели.
Сегодня мы не только снимаем фильмы о театрах, но и освещаем фестивали, крупные премьеры и Большие гастроли. Работаем над сайтом и параллельно запускаем с командой новый проект — «Театральные перспективы». На днях представили его на III Северо‑Кавказском культурном форуме. Сейчас проект реализовывается в Ростовском-на-Дону Академическом молодёжном театре.
Многие считают нас московской командой, но истоки всего — здесь, в Волгограде. Сейчас мы, пожалуй, уже «сборная России по театру»: в команде — маркетологи, дизайнеры, аналитики, видеопостановщики, монтажёры, «сайтостроители» и даже постоянный композитор.
— Вы путешествуете по всей стране — от Калининграда до Камчатки. Какой город или населённый пункт запомнился больше всего? Чем?

Каждый регион уникален и сложно выделить что‑то одно: Татарстан, Алтай, Байкал, Урал, Сибирь, Камчатка… Для меня главное — не пейзажи и архитектура, а люди. Недавно снимали фильм в Нягани (Ханты‑Мансийский округ). Театр там располагается в одноэтажном здании бывшей деревянной школы. И при этом коллектив получил в прошлом году «Золотую маску» за спектакль «Калечина‑Малечина»! Скоро им построят новое здание, но пока они работают в этих условиях. Поэтому важна не обёртка, а то что внутри. Мы снимали фильм при температуре −35 °C, но какие там душевные люди. Люблю возвращаться в Набережные Челны и Архангельск. Скоро выйдут фильмы про Нижнетагильский драматический театр, Челябинский кукольный театр и Коми-Пермяцкий национальный драматический театр. Много чего происходит, а сколько ещё мест, где мы не были.
Я искренне люблю малые города. В них особая атмосфера: лаконичность и искренняя приветливость местных жителей. Каждый регион России дарит незабываемые впечатления. В Иркутской области непременно стоит увидеть Байкал — он прекрасен в любое время года, но особенно зимой. На Камчатке — Халактырский пляж на берегу Тихого океана. Правда, в одиночку туда лучше не отправляться — можно встретить медведя. На Алтае — Чуйский тракт, одна из самых известных и древних дорог не только региона, но и всей страны. Перечислять такие места можно бесконечно. В своих фильмах мы стремимся показать достопримечательности тех регионов, где находится театр.

— Сравните цены (на свой выбор, можно северных городов) и инфраструктуру с Волгоградом.
Когда речь заходит о сравнении городов — цен, инфраструктуры, быта — мой взгляд специфичен: я путешествую не как турист - базовые расходы (билеты, жильё) берёт на себя театр. О настоящих ценах на жизнь остаётся только догадываться. Обычно мы живём в гостиницах и завтрак включён (шведский стол), обед — в театральном буфете, а ужин — рестораны. В большинстве городов цены в заведениях приближены к московским. Исключение — буфет для сотрудников в Театре им. Евгения Вахтангова: там можно попробовать ресторанные блюда по себестоимости — это удивительно! Есть и локальные особенности. В Ханты‑Мансийском автономном округе розничная продажа алкоголя в магазинах ограничена 20:00, тогда как в Волгограде точка закрытия — 23:00. Тут мне, конечно, ближе родной Волгоград. Если говорить о субъективных ощущениях, то самым дорогим городом для жизни мне кажется Петропавловск‑Камчатский.

— Какие основные культурные проблемы есть в Волгограде? Легко ли здесь заниматься театром, кино, много ли возможностей?
В нашем городе много театров — Новый экспериментальный театр, Молодёжный театр, Казачий театр, Музыкальный театр, Царицынская опера, Театр Кукол… После капитального ремонта вышел Театр юного зрителя. В целом выбор репертуара большой - от детский до экспериментальных постановок. Плюс есть и частные театры —Театр в Леднике и Noname. Мне кажется, эти небольшие театры представляют особый интерес. Городу точно не хватает своего театрального фестиваля, хотелось бы больше приглашенных режиссёров… Трудно говорить о театрах, с которыми тебя много связывает. Я, вообще, не сторонник критиковать: если тебе что-то не нравиться — бери и делай, если делать не собираешься - есть ли смысл что-то говорить.
— Где сейчас ваш дом?

Сегодня мой дом — это аэропорты и гостиницы. Можно сказать, я человек без постоянного места жительства, хотя и с определёнными удобствами.
У меня, конечно, есть дом в Волгограде — просторный, но для меня он скорее музей прошлой жизни. Видимо ТЕАТР решил, что я нужен ему целиком и без остатка. Но Волгоград — мой родной город. Вот и сейчас я прилетел, чтобы посмотреть спектакль — у дочери была премьера, которую я никак не мог пропустить.
Новости Волгограда читайте в удобном формате в нашем телеграме и на канале MAX.
Новости на Блoкнoт-Волгоград