Волгоград Понедельник, 06 января
Общество, 30.11.2022 21:32

«Из-за ошибки спорткомитета лишился титула заслуженного тренера России»: Вячеслав Скотников о создании каратэ в Волгограде, преследованиях и чемпионах мира

Вывески с обещаниями обучить восточным боевым искусствам в Волгограде есть в каждом районе. Объявления висят в маршрутках, на билбордах, и даже в подъездах. Выбор разнообразен: каратэ шотокан, ашихара каратэ, айкидо, джуи-джутсу. Каждый может выбрать себе что-то по душе. Так было не всегда. Еще в 70-х даже каратэ в нашем городе не существовало. Основателем каратэ и тхэквондо в Волгограде считают Вячеслава Николаевича Скотникова. Тренер ГТФ создал неповторимый имидж боевого искусства своим усердным трудом и преданностью делу. Об истоках восточных единоборств в нашем городе, обучении у кинозвезд советского кино и о мировых победах учеников «Блокнот Волгоград» поговорил с Вячеславом Николаевичем.


Для беседы с тренером корреспондент «Блокнота» вместе с оператором прибыли в школу боевых искусств на улицу Генерала Штеменко, 50.


Школа располагается в подвале дома по соседству с библиотекой. На фасаде облазает верхний слой краски, но хорошо видна серия рисунков. На них - в воздухе замерли соревнующиеся каратисты.


 Состояние фасада вызывает грусть

В коридоре, по пути до спортивного зала, на стенах висят бережно закрепленные рисунки учеников. Отдельная дверь – вход в кабинет Вячеслава Николаевича. Здесь много фотографий, кубков, дорогих сердцу вещей. В винтажных лакированных шкафах «под дерево» хранятся документы. В школе тепло и уютно. 

Нас встретили двое: Зинаида и Вячеслав Скотниковы. Он – харизматичный и бодрый тренер. Она – спокойный и рассудительный администратор. Мы обменялись приветствиями и плавно перешли к беседе.
 
- Здравствуйте, Вячеслав Николаевич! Расскажите, в вашей жизни всегда был спорт?

- Здравствуйте! Я начал спортом заниматься с 64-го года. В школе на границе 4-5 класса начал с акробатики. И так 12 лет. Потом – была служба в рядах вооруженных сил. Дальше – поступил в волгоградский институт физической культуры. И тут в 1972 году приступил к занятиям по карате. Занимался параллельно и акробатикой. Было интересно, но очень жестоко. То, что мы делали – больше подходило для улицы. Можно было и пах выдирать, и ключицы выдирать, и глаза выдавливать. Это все больше самооборона была. А мы вот знали, что это – каратэ. И гордились этим.



- Почему выбрали пойти именно в каратэ? Был какой-то стимул?

- Сразу говорю - меня до 10-го класса били. Я занимался акробатикой, а мне до 10-го класса поджопники били. Когда 72 год начался, (Прим. Вячеслав тогда уже учился на втором курсе института) я каратэ увидел – там такие удары. Я подумал: «Ёлки, что это такое?!». Такие удары, как танцы! Вот это мне прельстило. Я первый раз попробовал на своих одногруппниках, которые меня обидели. И получилось хорошо! Когда я ударил студента – он улетел в ведра. Ну сейчас мы – друзья, конечно. А тогда – меня выгнали даже со специализации, за родителями послали, а мне 19 лет уже было! Без родителей не допускали к занятиям. Для всех это было удивительным. Тогда и не знали, что такое каратэ.


- Насколько тяжело было в советское время открыть секцию каратэ?

- В 82-м году якобы единоборщики стали бить помощников милиции, ну и вдруг начали быть опасными. Боялись, что переворот они какой-то могут сделать. Не знаю, почему. Статья 219, часть 2 «Незаконное обучение каратэ». У меня 65 приводов было в милицию. Много моих друзей отсидело в тюрьме не за что: 4,5 года – и амнистия.

- В Вашем кабинете много фотографий учеников с медалями. Расскажите о ваших титулованных спортсменах?

- Конечно. Жигайлов Артем – многократный чемпион России, выигрывал в первенстве чемпионатов по кикбоксингу, двукратный чемпион мира. Есть еще два недавних чемпиона мира в Венгрии: Киряков Артемий и Маша Плужникова. Маша – выигрывала два чемпионата мира по тхэквондо, и по савату. Она сейчас, правда, повредила колено, и пока не может заниматься, но сама очень хочет. Она больше 5 лет занимается. Это редко очень, когда девушка так долго и усердно работает. Вот тут у меня дети с черными поясами стоят, как раз и Артем Жигайлов рядом. Много очень спортсменов, которые выигрывали и брали титулы. И сын мой Скотников Вячеслав тоже никогда не проигрывал.



Машу Плужникову встречают с первенства Европы по традиционному тхэквондо в аэропорту Волгограда // Архив "Блокнот Волгоград"


- Говорят, ребята, чтобы попасть на тренировку показывали дневники и с двойками не пускали… Правду говорят? Сохранилась ли такая практика до сих пор? 


- Раньше такое было, сейчас не так. Ну, и я сам однажды кол получил – мать меня не пускала на тренировки. А я все равно сказал, что поеду. И поехал. Раньше это было. Народу меньше стало, а с кем тогда заниматься? Если он идет – значит ему это надо. Его же родители сюда не толкают – я не хочу с такими работать.


- Интересно узнать и о том, как вы пересекались с двумя большими звездами советского кино: Талгатом Нигматулиным и Тадеушем Касьяновым, которые снимались в культовом фильме «Пираты ХХ века». Расскажите о них подробнее?

- В Подольске Московской области в 78 году я попал на аттестацию к Касьянову. Он был моим учителем, и экзамены у меня принимал. Тадеуш нас гонял. Тогда мы не знали, что там кто-то будет в фильмах играть. Это уже на второй аттестации, в 79-м году, Тадеуш Касьянов рассказывал свою историю. И там мы собрались все студенты, слушали. Он рассказывал как снимался в «Особом внимании», в «Пиратах 20 века». Рассказывал, как он падал, как в пах получал. А Нигматулина я почти не видел на аккредитации, но знаю, что он там был. Он не мог ее пропустить. Жалко его – погиб человек. Я и не думал, что они будут сниматься. Они обычные люди. Мы с ними, как с вами сидели - чай пили.


- Были ли в вашей практике случаи, когда инициатива обучить детей искусству единоборств исходила только от родителей, а ребенок заниматься этим не хотел? Как вы к этому относитесь? 

- Был один мальчик. Он плакал, очень сильно плакал. Но его за шиворот водили-водили, и потом из него получился мастер. Он вырос - сказал мне: "Спасибо, Вячеслав Николаевич!". Все нормально было, вышел хорошим человеком. И в Чечне потом бывал, ему пригодились знания.


Перед входом в зал - обязательна церемония приветствия

- Есть ли у вас особый секрет преподавания? Или особый стиль? Говорят, что вы строгий тренер. Чувствуете грань, чтобы не передавить и не сломать ребенка? 

- У меня зал разделен на четыре секции. Во время занятий я хожу между учениками, даю им задания, а не просто сижу в телефоне играю, как некоторые у нас бывают в Волгограде тренера. Бывает так, что я выдал задание - а ребята баловаться начали. Вот в центре у меня есть место для наказаний. Я им показываю - даю задание: отжаться, повороты поделать. И делают, пока не "вылечатся". А как "вылечатся" - просят встать в строй обратно. Но тут жалость наступает, я соглашаюсь на то, чтобы он вернулся. Еще и говорят так жалобно: "Я больше не буду". 

Выходить из зала, кстати, у меня тоже нельзя. Я всех, и родителей в том числе предупреждаю, что "писать, какать" заранее, перед тренировкой. Да, может то жестоко, но это моя работа.


Вячеслав Николаевич демонстрирует наказание, которое должны проходить провинившиеся ученики

- Важно ли вам, чтобы те навыки, которые получают ваши ученики в зале они не направили во вред? 


- Да, это конечно важно. Я больше со стороны патриотизма. Для меня важно, чтобы на защиту все было. Родина – это то место, где я родился. Родина для меня - Сталинград, а не Волгоград. Это наш город, отсюда все наши корни.

- Насколько нам известно, вы преподавали вначале тхэквондо, затем каратэ, сейчас – французский бокс (сабат). Можете сказать в чем основная суть каждого вида искусства, в чем их отличительные черты? 

- Каратэ отличается от тхэквондо ловкостью, передвижениями. В отличие от бокса, здесь не одна стойка. У нас чем чаще ты меняешь положение, тем лучше. Без этого не будет единоборств никаких.



- А если не по движениям, а в самих коллективах? Отличаются ассоциации каратистов от тех, кто занимается тхэквондо или сабатом?

- Знаете, у нас мир свой. "Каратюги", как я их называю, – сами по себе. Я туда прихожу и там - я свой человек. Тхэквондо – это особая каста, особая тема. Это люди "зазнаестые". Даже не хочу говорить. В сабате – все попроще, нет никаких проблем. Я больше в Санкт-Петербурге общаюсь по французскому боксу со спортсменами, там хорошо принимают.


- Как оцениваете сферу единоборств в Волгограде? Какие проблемы вы видите изнутри? 

- Мне кажется, во всех единоборствах сейчас раздор и шатания идут. Федерация тхэквондо насчитывает чуть ли не пять, шесть федераций. В каратэ тоже очень много федераций. И все-таки везде своя техника, особенности. Приехал один мастер – он одну технику славит, приехал другой – другая техника. Удар: выше-ниже, уже отличается. Ты будешь на соревнованиях выступать – проиграешь, потому что судья настроены на другую технику.

Еще я со спорткомитетом не нахожу общего языка. Начиная с 77 года. Я ездил в город – хотел по поводу савата пригласить Ерёмену для аккредитации, а она сказала, что не знает этого вида спорта. Дети ее ждали, хотели открытки делать, а она не приехала. Я ей говорю – откройте интернет, посмотрите. 10 лет у нас существует сават. У нас чемпионы мира есть по этому спорту, а все равно никому неинтересно.

Из-за ошибки во время ковида в спорткомитете я лишился титула заслуженного тренера России. Они промедлили, не отправили вовремя бумаги. Год пролежали документы в столе.



- Есть ли финансовая поддержка от города?

- А финансировании даже речи не может идти. В этом городе финансирования никакого нет. Особенно в единоборствах. Знаете депутата Колесникова Владлена? Это мой ученик, но я даже к нему не подходил, потому что не вижу смыла. Мне ответят, что денег нет. Все чего я хочу: лишь бы мне палки не ставили в колеса и аккредитацию сделали по савату. 

Наш город очень отсталый в материальном плане, очень много людей, которые давят на корню единоборства. До сих пор сохраняется стереотип, что единоборства - это рассадник бандитизма, это – рассадник хулиганства. Хотя у меня много учеников, которые в МВД потом пошли. Это так было, и будет всю жизнь.



- О чем вы мечтаете сейчас, к чему стремитесь? Какие ближайшие цели?

- У меня сейчас соревнования будут в Питере «Серебряная перчатка» по савату. Это будет с 15 по 18 декабря. Я туда везу 8 человек с 9 по 16 лет. Хочу, чтобы тут все хорошо прошло. Мечтаю, чтобы новые мои выдвигались чемпионы. Маша моя. Может на следующий год поедет, нога у нее пройдет – и поедет. Вторая мечта – чтобы аккредитация была. А еще хочу обучить детей самообороне с ножом и против ножа. Ведь сегодня дети даже в школе с ножами ходят. Нож – это опасная вещь. Надо уметь оборонятся. Я сейчас изучаю бой с ножом, хочу на соревнования съездить, и потихоньку внедрить здесь.

После интервью мы задержались, чтобы посмотреть как тренируются будущие чемпионы. В группе около 20 человек. В основном - мальчики. Всего две девчонки. Тренировка проходит по особой технике. Здесь разминка чередуется с отработкой боевых ударов и движений. В ходе занятия Вячеслав Николаевич внимательно следит за каждым учеником и дает указания. Примечательно, что названия движений тренер произносит на восточных языках: "черед", "кюне", "чёнбе", "хейсок". Воспитанники все тут же понимают и меняют позиции. Каждый работает с большой самоотдачей, даже самые маленькие, которым нет и 8 лет.

Надеемся, что в ближайших соревнованиях в Санкт-Петербурге ребята покажут хорошие результаты! И желаем успехов!

Татьяна Шмуренко

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Лица города  
Волгоградспорттхэквондокаратэскотников
3
0