Волгоград Понедельник, 02 декабря
Общество, 22.09.2023 08:39

Малая Франция в Волгограде: безмятежный уголок, где находят бомбы после пленных немцев

«Блокнот Волгоград» продолжает серию публикаций с особенными волгоградскими домами, в которых продолжают жить люди. Мы отправились в знаменитое местечко в Краснооктябрьском районе Волгограда – поселок Металлургов. Исторически – Большая и Малая Франция, Русская деревня. Первые дома здесь появились 126 лет тому назад, своему рождению они обязаны французскому заводу «Урал-Волга», сегодня это «Красный Октябрь». Во время ожесточённых боев в поселках не уцелело ни одного дома, они восстанавливались на старых фундаментах, архитектура сохранилась почти в первозданном виде.

Как волгоградцы в нашим дни живут в Малой Франции и что рассказывают про свое необычные жилье – в нашем материале. Дворы двухэтажек сразу поражают своей аутентичностью и какой-то особенно уютной и милой атмосферой. Что-то пограничное с деревней, частным сектором и курортным городком, но все-таки другое. Стоит завернуть за угол и тут отмеряет мерный ход времени другая жизнь. 

Огороженные палисадники с цветами, а где-то с аккуратными грядками, они встречаются у каждой двухэтажки. Состояние – от заброшенного до идеального. В подъездах жители стараются поддерживать не менее образцовую чистоту, при том, что большая часть из них не закрывается на замок. В воздухе стоит аромат спелой груши, винограда и чабреца. Особенное впечатление производят балконы-лоджии – таких в современных 9-этажках точно не встретить. За одним из них спряталась целая стопка старых книг.



Кто-то из жителей при нас спокойно косил газон, женщина бегала с тазиком на участок, чтобы развесить постиранное белье, другой мыл свою «ласточку». Вскоре он охотно согласился поведать историю здешних зданий.

По словам мужчины, он живет в Малой Франции практически с самого рождения (территория за парком, получившая название Мансардный) и многое слышал из того, что здесь обычно любили передавать из уст в уста. Старожилов не осталось, все они уже давно ушли из жизни. Считает, что дома, восстановленные в 1947-1949 годах, по сей день продолжают хранить свои особенные секреты.



Например, их стены сделаны не из кирпича, а из шлакоблоков. Кирпич в те годы использовался крайне редко, только лишь для перегородок, и то, не для всех подряд:

- Эти дома строили военнопленные: немцы, французы, итальянцы. Но по большей части, это были немцы. Сама форма домов, они называются мансардными, из-за чердака. Выглядело очень эстетично. У меня остался фонарик, раньше был на первом доме, теперь я хочу его повесить. Делали, конечно, на глаз, безо всяких чертежей. Дома получились довольно-таки теплыми. Где-то к 1947-1949 году их построили. Так что они у нас старенькие, но немного их все же обновили.

Значит, немцы все же построили на совесть, продолжаем интересоваться мы:

- Да-да…Вот здесь капремонт был 3-4 года назад, и трубы меняли, и крышу, и чердак, и навес, штукатурку. Правда, не все почему-то попали под этот ремонт. У кого-то крышу сделали, а фасад – нет. Будут делать или нет, не знаю, может, деньги закончились?, - показывает житель рукой на соседние с его домом здания.



Нет-нет, но среди этих домов по сей день о себе дает знать эхо войны. Земля продолжает выталкивать разное, вызывая у обитателей волгоградской Франции неподдельный интерес. Иногда, узнав подробности таких находок, люди побаиваются их:

- Земля все равно все это выталкивает, когда огороды заимели, копали, многое выталкивалось. Именно военного. Находили и разорвавшееся, и не разорвавшееся. Все было. Рядом с нами есть подстанция, место, где отдел полиции, тут года два назад прорвало трубу. Стали копать. Раскопав, увидели поврежденную трубу и то, как к ней была привязана бомба – немцы, военнопленные, - намекает поначалу мужчина.




- А здесь, где колодец, между №31 и 32 домом, в 1963 году, это мне дед рассказывал, прорвало трубу и его размыло, кладку всю разрушило. Когда ее стали ломать, за кладкой были закопаны два снаряда «Катюша». Поговаривали, если бы еще года два, здесь от половины поселка ничего бы не осталось! Вроде и строили, но вот так и гадили. И это еще неизвестно, что у нас там по домами закопано…У меня, например, балкон самый высокий, не знаю, может, я на каком-то складе живу?

Немало «сюрпризов» волгоградцы находили, когда начинали в своих квартирах капитальный ремонт. Так, когда сбивали старую штукатурку, в стенах обнаруживали газеты 40-х годов, использованные явно вместо шпатлёвки. Находки были сделаны в районе газовой трубы, ведущей от ванной комнаты, рядом с деревянной перегородкой:

- Представьте, если все это начинает перегреваться, загорается - и пожар! Просто так не потушишь. Дома внутри щитовые, есть некоторые комнаты из бревен, из досок, дранки, а есть несущие стены. Это где ванная, туалет, кухня, коридоры. Также я встречал кирпич, когда закладывал веранду. Вот сарай, видите, это и есть те самые блоки. Они тоже стоят со времен строительства этих домов. Кирпичного здесь совсем ничего нет.






Волгоградец невольно вспоминает, что стадион «Монолит» тоже когда-то был частью их жизни:

- Там такая архитектура была…все сломали, не сумели сохранить, - прерывает он разговор о зданиях.

Было время, когда эти дома знали, что такое коммунальная квартира. Где-то было по две комнаты, а где-то и по три. Жили конечно же семьями. На кухне стояла печка-буржуйка, труба выходила из окна. Кстати, туалеты и ванные здесь были предусмотрены сразу, поначалу – отдельно, потом их присоединили к квартирной части. Жилье давали тем, кто трудился на «Красном», заводчанам. Сейчас ценник на продаваемое в этих домах составляет от 1,2 млн до 3 млн руб, кто-то из старой «двушки» умудряется переделать квартиру в современную студию:

- У нас семья была три брата, мать, отец, бабушка, дед – нам досталось три комнаты. А еще подвалы, сарайки…В отдельном доме на втором подъезде на первом этаже жил музыкант. Музыканты жили, и все - военные. Есть и "подселенки" до сих пор. Кто живет, кто не живет. Перестраиваются.



Житель также отмечает какую-то учительную тишину и спокойствие во дворах исторических зданий. Здесь привыкли к пению соловьев, видели сов, белок и даже лису, которая приходила откуда-то снизу, от Волги. Соседи друг друга хорошо знают и быстро могут отличить своих от чужаков, которые оказались на территории исторического квартала:

- Кто-то проходит. Ага, этот «наш», а это – «не наш». Как в деревне!

При желании жители легко могут устроить посиделки во дворе, но, признается наш собеседник, давно этим не занимаются. По традиции теперь чаще всего здесь собираются любители погулять и исполнить песни в компании, особенно - за полночь:

- Раньше, в 60-е, 70-е, несмотря на то, что тут отдел полиции, прямо напротив и драки, и поножовщины были.





До центра города добираются на маршрутке или на трамвае. Кто-то - на машине. В ближайшие несколько лет волгоградцы надеются увидеть троллейбус:

- Здесь рядом улица Матевосяна – бывшего директора «Красного», тут хотят достраивать парк, я думаю, будут достраивать, стадион. Должны и троллейбус пустить. Бывает, конечно, я в центр выезжаю, да тут многие в центр «мотаются». С утра и вечером можно попасть в пробку, когда рабочие разъезжаются по домам и на работу.

В конце разговора наш собеседник добавил, что не готов променять место жительство в Малой Франции на какое-то другое. Здесь его все устраивает, особенно, автономия в плане горячей воды. Многие давно установили колонки, зимой и летом всегда есть и горячая, и холодная вода. А еще люди установили заборы, огородили небольшие территории, кто хочет – сажает, что-то выращивает своими руками.





На этом мы благодарим собеседника и прощаемся, продолжая нашу осеннюю прогулку по Малой Франции. Тут же нам встретились сразу несколько довольно упитанных кошек, что сейчас  редкость для дворов Волгограда.

Два года назад «Блокнот Волгоград» публиковали фоторепортаж с легендарным парком, который сегодня все также разделяет Малую и Большую Францию. История парка неразрывно связана с историей «Красного Октября». Несмотря на уникальность этого места зеленая зона по сей день продолжает пребывать в запущенном состоянии и зарастать.






В прошлом месяце житель двухэтажного здания из красного кирпича на улице Кубанская, 4 за стадионом «Динамо» делился его необычной историей. Это дореволюционное жилье. И сегодня здесь продолжают жить люди. История жизни дома медленно приближается к двухвековому существованию. Поговаривают, здесь когда-то были даже подземные ходы к знаменитой снесенной «ликерке».

Ирина Рассказова


Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

ВолгоградМалая Франциястарое жилье Волгоградновости Волгоградаволгоградцылюдиновости 22 сентябряистория Малая Франция домакак появилась Малая Франция дома Волгоградгде находится Малая Франция Волгоград
4
0