Волгоград Воскресенье, 28 апреля

Неубиваемые чешские трамваи с американским корнями полвека бороздят Волгоград - редкие фото

Чехословацкие трамваи Tatra T3SU, последние буквы обозначают Soviet Union (Советский Союз), до сих пор бороздят просторы нашего города. Редакция «Блокнот Волгоград» решила рассмотреть старые фотографии с Tatra, доставшиеся нам с советского прошлого. Какие-то из них уже списаны, а какие-то, как и прежде, продолжают перевозить волгоградцев. В чем же секрет неубиваемости этих вагонов?


СССР занимался массовой закупкой данных трамваев. С 1963 года вагоны массово поставляли в города. Волгоград — в списке регионов наравне с Москвой, куда таких вагонов привезли больше всего. На сегодняшний день столица полностью избавилась от Tatra T3SU, передав их регионам, старые вагоны в том числе щедро отдавались и Волгограду.

Вот редкая фотографии Tatra T3SU на Современнике. В 1978 году здесь трамвайные пути еще находились на поверхности. Двухдверным вагоном управляет женщина-водитель, за ней остановилась сцепка из двух аналогичных вагонов. Данный вагон был построен в 1969 году и на сегодняшний момент его уже с нами нет, он официально списан. А вот вагон по соседству от этого трамвая жив и здравствует. Он появился на свет в далеком 1972. А прошло 52 года!


На этот снимок попала волгоградский ноябрь 1989-го и сцепка из двух Tatra T3SU на остановке ЦПКиО. Бывший головной вагон выведен из эксплуатации, а его «коллега», второй вагон — отправился на пенсию, был списан буквально недавно, в июле 2023. Кстати, оба построены в 1985-м.




А вот Красноармейский район Волгограда и фотокарточка 31-летней давности с трамваем все той же чехословацкой серии. Трамвай спустился с моста через канал и мчит к проспекту Героев Сталинграда. За годы эксплуатации данный трамвай перенумеровали и в 2012 году передали в пределах города. Вероятно, трамвай уехал с южной окраины в другую часть Волгограда. Уникальность кадра в том, что это не пассажирский вагон, а служебный. То есть, работников перевозили в отдельном вагоне.



Также в архиве «Городского электротранспорта» нашлась еще парочка уникальных цветных снимков.

Улица Советская и июнь 1985 года. По трамвайным путям, которые здесь когда-то были (да-да, сильно не удивляйтесь) бежит вагон под № 2612. Этот вагон сейчас, как и прежде, по долгу службы возит людей. Его постигла судьба вагона из Красноармейского района. Данную Tatra T3SU перенумеровали и отправили в пределах города. Это с пассажирским вагоном случилось еще десять лет тому назад, в 2014.



И еще один кадр из такого далекого 1992. Данная Tatra T3SU остановилась в разгар летнего июньского дня, выпускает пассажиров возле кинотеатра «Победа». Судя по афише на здании, там в тот год показывали какой-то любопытный фильм. Этому вагону всего 48 лет, он еще даже жених. Между прочим, он до сих пор на работе, продолжает эксплуатироваться и где-то прямо сейчас перевозит, возможно, ваших близких, друзей или знакомых. В 2020 вагону пришлось пережить ремонт на заводе по ремонту трамваев и троллейбусов в Волгограде — сокращенно ВЭТа.



Tatra T3 — стали своего рода трамвайным символом эпохи, одним из самых массовых трамвайных вагонов в мире. Самой неубиваемой оказалась трамвайная тележка, простота каркаса. Именно тележка обеспечивала и обеспечивает живучесть. По факту волгоградские трамваи выработали обозначенные эксплуатационные сроки, но, как ни странно, продолжают жить. 

Примерный амортизационный срок службы такого вагона составляет 17-18 лет при пробеге 1 120 000 километров. Так, после 600 тысяч километров вагоны требуют генерального ремонта. Считается, что массовость, которой требовал СССР, сыграла злую шутку с заводом «ЧКД-Прага». Ведь именно он выкупил лицензию на производство трамваев РСС в США. Конструкция была настолько удачной эти трамваи выпускались по лицензии в странах Западной Европы вплоть до 1950-х годов. В 1966 году в Праге модернизировали целых 15 вагонов Tatra T1, и они получили уже знакомый индекс T3. Советский Союз закупал серии данных вагонов просто немыслимыми пачками на протяжении десятилетий. И одна из версий гибели завода — консервативная позиция СССР. Считается, что Союз таким образом тормозил создание новых моделей. 



Не секрет, что и раньше эти вагоны сильно промерзали. Это один из минусов

В 70-е Tatra T3 стал устаревшей моделью. За границу пытались везти другие модели, но таких масштабов производства как T3, они так и не достигли. А новое СССР не брал. Вскоре завод потерял крупного покупателя в виде СССР, это привело к тому, что завод, производивший десятилетиями одну и ту же модель, не смог найти новые рынки сбыта. Последние восемь трамваев Tatra Т3 компания выпустила для России в 1997-1999 годах. Однако по экономическим причинам не все из них были выкуплены, поэтому после модернизации остались в Чехии. В 1995 году завод создал более современную модификацию Т3 — Tatra T3R. Российские города к это времени уже не могли себе финансово позволить массово приобретать чешские трамваи. В 1999 году завод окончательно умер. Поэтому во многих российских городах, в том числе и в Волгограде сейчас продолжают бороздить просторы трамваи с американскими корнями.




Жизнь вагонов в наши дни в Волгограде. Их купил СССР

Недавно Волгограду была обещана мощная замена старых трамвайных вагонов на новые. Город к этой весне продолжает пока что ждать первые односекционные трамваи модели «Львенок» и 12 моделей вагонов «Невский». В августе 2023 мы писали, что АО «ЭлектроТранспортПлюс» в Волгограде подписало договор с московским ООО «ПК «Транспортные системы». Приобретение 62 вагонов предусмотрено трехсторонним инвестиционным соглашением между регионом, администрацией областного центра и АО «ЭлектроТранспортПлюс». Современное трамвайное обновление для города в том числе оценили примерно в 12 миллиардов. 





А так раритет в Волгограде выглядит в сухое время года

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, там много полезной информации.

Ирина Рассказова

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Волгоград: тогда и сейчас   
Волгоградновости Волгоградатрамваи Волгоградистория Tatra T3SU трамваи Волгоградпочему в Волгограде старые трамваиТогда и сейчас Блокнот Волгоград
1
0