Волгоград Четверг, 28 ноября
Экономика, 17.01.2024 15:39

Убийцы кондукторов: кто в Волгограде зарабатывает на продаже билетов

С 2022 года для пассажиров общественного транспорта в Волгограде началась новая эпоха: оплатить проезд стало возможно при помощи терминала бесконтактной оплаты. Новшество, стремительно ворвавшееся в нашу жизнь и сделавшее ненужным профессию кондуктор, называется валидатор.

«Блокнот Волгоград» разбирался, как устроена система бесконтактной оплаты, сколько стоит ее работа и кто на этом зарабатывает в Волгограде.

Эпоха отказа от бумажных билетов в общественном трансопрте Волгограда фактически началась в январе 2022 года, когда мэрия впервые заявила, что этот процесс будет идти поэтапно, в процессе масштабного обновления нового транспорта.

— Отсутствие кондуктора — это вынужденная мера. У нас на сегодняшний день порядка 119 водителей на больничном и 350 человек в целом по предприятию, — заявил тогда замруководителя городского департамента транспорта и городского хозяйства Сергей Комлев. Позже в транспортных компаниях посчитали, что даже после завершения пандемии не смогут восстановить штат кондукторов, поскольку профессия не является высокооплачиваемой, а поиски новых сотрудников всегда были связаны со сложностями. И как бы мэрия не оправдывалась, называя кондукторов хозяйками салона, в марте 2023 в городе открыто заговорили о массоовом увольнении кондукторов.

Что такое валидатор или терминал?

Валидатор (от английского validate - проверить) - устройство для самостоятельной оплаты проезда в общественном транспорте. Есть несколько видов таких устройств, в том числе и такие, что при оплате автоматически печатают билет. В Волгограде выбрали модель, при которой устройство само распознает, с какого носителя списывать оплату, и после списания выдает голосовой сигнал: «Оплачено». Бумажный билет пассажиру не выдают. А в случае контроля нужно предъявить платежное средство, с которого было сделано списание — транспортную карту «Волна», банковскую карту или смартфон.

Пассажирам валидатор дает возможность в одно касание оплатить проезд при входе в салон общественного транспорта. Для перевозчика установка валидаторов — возможность сократить штат кондукторов и упростить учет оплаты за поездку. Во многих регионах валидаторы начали активно внедрять на транспорте в период пандемии как способ минимизировать контакты с пассажирами для водителя и кондукторов. Возможность подоспела в виде масштабной программы обновления транспорта, запущенной по всей стране. 

Как устроена система бесконтактной оплаты?

Стационарные валидаторы устанавливаются на поручни входной двери пассажирского салона. Регламентировано даже расстояние от пола: четко 1,2 метра. В кабине водителя для валидаторов устанавливают источник питания, от него кабели прокладываются через пассажирский салон по крыше под обшивкой потолка, далее спускаются внутри каждого поручня и подключаются к валидатору. Через роутер стационарный валидатор в кабине и терминалы на поручнях настраиваются так, чтобы было обеспечено стабильное подключение к сети Интернет и АСУОП (Автоматизированная система учета оплаты проезда) Волгограда. Также система бескондукторной оплаты проезда пассажиров должна обеспечивать взаимодействие с системой учета оплаты проезда на муниципальных маршрутах г. Волгограда, разработанной ООО «Удобный маршрут».

Цена вопроса и кто платит

Несмотря на компактность и ограниченный набор функций, валидатор — удовольствие недешевое. Возможность для массового внедрения валидаторов на волгоградском транспорте появилась благодаря участию в нацпроекте по обновлению этого самого транспорта. До этого перевозчики предпочитали использовать кондукторов или оплату через водителя. Последнее особенно замедляло работу транспорта на линии.

Интересно сложилось, но установка системы бесконтактной оплаты проезда — не всегда задача компании-перевозчика. Во всяком случае, при масштабных закупках автобусов за счет бюдежтных средств в контрактах наличие установленных терминалов не всегда было обязательным требованием к поставляемому транспорту. К примеру, троллейбусы дооборудовали уже после поставки, а «Волгабасы» поставляют уже с установленными терминалами. «Метроэлектротранс» дооборудует транспорт терминалами за свой счет. 
 
В марте 2022 года более 200 терминалов бескондукторной оплаты в троллейбусах МУП «Метроэлектротранс» за 10 млн рублей с поставила и установила компания из Москвы  АО «Пи Джи групп» с уставным капиталом в 3 млн рублей. По мере дальнейшего обновления транспорта появлялись и новые контракты.

Помимо собственно закупки оборудования для бесконтактной системы оплаты (роутеры, валидаторы, терминалы и прочее), оборудование требуется настроить, а впоследствии регулярно обслуживать. Порядок цен на эти услуги можно понять из некоторых закупок.
Скриншот 16-01-2024 155242.jpg

К примеру, в июне 2023 года МУП «Метроэлектротранс» за оказание услуг по установке и пуско-наладке системы бескондукторной оплаты проезда пассажиров на 20 единицах транспорта готово было заплатить 918 079,80 рублей. Впоследствии допсоглашением с исполнителем стоимость работ снизили до 724 900 рублей.
Скриншот 16-01-2024 171844.jpg

Таким образом, оснащение бесконтактной системой оплаты одного транспортного средства в Волгограде обходится в пределах от 36,2 тысячи рублей до 45,9 тысячи. В битву за недешевый бюджетный контракт включились всего две фирмы, причем фирма с более дешевым предложением выпала из соревнования и была не допущена к торгам. 

Скриншот 16-01-2024 172722.jpg

В итоге исполнителем контракта стало ООО «Глонасс-трейд». Оказалось, что биться в таких закупках есть за что. В документах подробно прописано, из чего складывается цена услуги. Максимальный вес отведен услугам пуско-наладки, на втором месте стоимость монтируемых по транспортному средству кабелей, и лишь затем следует роутер.
Скриншот 16-01-2024 172136.jpg
Причем роутер, который в рамках муниципальной закупки стоит 7120 рублей,в розничной продаже на маркетплейсах стоит в полтора раза дешевле.

Скриншот 16-01-2024 172506.jpg
Правда, эта закупка показывает лишь малую толику пирога заработка на безбилетной системе оплаты.  Основная масса нового транспорта в Волгоград и многие другие регионы страны поставляется с уже установленными валидаторами.


Скриншот 17-01-2024 125314.jpg


Как это работает?

Простые расчеты показывают, что для перевозчика разовая оплата бесконтактной системы оплаты гораздо выгоднее, чем ежемесячно начислять зарплату кондукторам. Терминалы не ходят в декрет, не болеют и не скандалят с пассажирами. Но, как выяснилось, тоже дают сбои и требуют систематической донастройки. 

С лета 2023 года, когда транспорт Волгограда начал активно оснащаться терминалами бескондукторной оплаты, в редакцию участились обращения о том, что терминалы не проводят оплату за проезд с банковских карт, из-за чего приниципиальные пассажиры оказывались после контроля высаженными из автобуса, а некоторые были вынуждены дважды оплачивать проезд. Вскоре эта проблема стала массовой и актуальной не только для Волгограда. В банковский стоп-лист карты попадали из-за затяжного процесса списания. На момент прикладывания карты к терминалу деньги на карте по факту есть, терминал выдает сигнал «Оплачено», но позже сумма на счету становится недостаточной, и в этот момент происходит непосредственное списание платы за проезд. Разработчики считают это одним из самых распространенных багов системы и уже научились ее решать. В Волгограде исправлять ситуацию не спешат.

Питерский след в терминальной истории

Оказалась, что эта ситуация не является уникальной и повторяется во многих городах, где массово закупали автобусы «Волгабас». К примеру, в Ярославле пассажиры тоже столкнулись с систематическими сбоями в работе терминалов.




В Ярославле на 40 маршрутах работает «Первая пассажирская компания». Она же «ПитерАвто». Компания хорошо знакома волгоградцам, как и ее владелец Леонид Бондаренко.

Скриншот 17-01-2024 134614.jpg
В городе-герое империи Леонида Бондаренко принадлежит тот самый ООО «Волгоградский автобусный парк», что регулярно пополняется волгабасами. По данным Интерфакс, Бондаренко является одинм из конечных бенефициаров структур «Волгабас».

Скриншот 17-01-2024 135508.jpg
Как оказалось, проблема с волгабасовскими терминалами возникла и в Астрахани. Причем там дошло до того, что систему оплаты в «Волгабасах» обновили за бюджетный счет.

Карты тоже в деле (доле)

В Волгогограде питерский бизнес участвует не только в производстве автобусов и оснащении их терминалами бесконтактной оплаты. Бенефициаром крестового похода против кондукторов в Волгограде является ООО «Сити транспорт Групп-Поволжье», оператор по обслуживанию транспортной карты «Волна».
Скриншот 17-01-2024 144745.jpg

Через ряд лиц компания связана с холдингом «Питеравто». Результатом работы ООО «Сити транспорт Групп-Поволжье» за 2022 год стала прибыль в размере 52,3 млн руб. Это на 5,5% больше, чем в 2021 году. ФИнансовые результаты за 2023 год пока неизвестны, но очевидно, что компания внакладе не останется. В городе сделано все возможное, чтобы систему оплаты проезда перевести в бесконтактное и карточное русло, из которого ручеек прибыли устремляется ув карманы питерского бизнеса.

Чем еще запомнилась в регионах страны работа сделанных волгоградским предприятием заводов, мы подробно разбирали ранее.

Елена Абдулина

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

валидаторбесконтактная оплатаМУП "Метроэлектротранс"Волгабас
1
2