Убийцы кондукторов: кто в Волгограде зарабатывает на продаже билетов
Читайте также:
- Жесткие сиденья и сладкий голос из динамиков: первые эмоции после теста волгоградцами электробусов (21.10.2023 08:06)
- Волгоградских льготников не повезут на общественном транспорте без чека (24.05.2023 15:05)
- Распиаренная мэрией техника не выдержала напора любопытных волгоградцев в первые дни работы (05.05.2022 05:57)
С 2022 года для пассажиров общественного транспорта в Волгограде началась новая эпоха: оплатить проезд стало возможно при помощи терминала бесконтактной оплаты. Новшество, стремительно ворвавшееся в нашу жизнь и сделавшее ненужным профессию кондуктор, называется валидатор.
«Блокнот Волгоград» разбирался, как устроена система бесконтактной оплаты, сколько стоит ее работа и кто на этом зарабатывает в Волгограде.
Эпоха отказа от бумажных билетов в общественном трансопрте Волгограда фактически началась в январе 2022 года, когда мэрия впервые заявила, что этот процесс будет идти поэтапно, в процессе масштабного обновления нового транспорта.
— Отсутствие кондуктора — это вынужденная мера. У нас на сегодняшний день порядка 119 водителей на больничном и 350 человек в целом по предприятию, — заявил тогда замруководителя городского департамента транспорта и городского хозяйства Сергей Комлев. Позже в транспортных компаниях посчитали, что даже после завершения пандемии не смогут восстановить штат кондукторов, поскольку профессия не является высокооплачиваемой, а поиски новых сотрудников всегда были связаны со сложностями. И как бы мэрия не оправдывалась, называя кондукторов хозяйками салона, в марте 2023 в городе открыто заговорили о массоовом увольнении кондукторов.
Что такое валидатор или терминал?
Валидатор (от английского validate - проверить) - устройство для самостоятельной оплаты проезда в общественном транспорте. Есть несколько видов таких устройств, в том числе и такие, что при оплате автоматически печатают билет. В Волгограде выбрали модель, при которой устройство само распознает, с какого носителя списывать оплату, и после списания выдает голосовой сигнал: «Оплачено». Бумажный билет пассажиру не выдают. А в случае контроля нужно предъявить платежное средство, с которого было сделано списание — транспортную карту «Волна», банковскую карту или смартфон.
Пассажирам валидатор дает возможность в одно касание оплатить проезд при входе в салон общественного транспорта. Для перевозчика установка валидаторов — возможность сократить штат кондукторов и упростить учет оплаты за поездку. Во многих регионах валидаторы начали активно внедрять на транспорте в период пандемии как способ минимизировать контакты с пассажирами для водителя и кондукторов. Возможность подоспела в виде масштабной программы обновления транспорта, запущенной по всей стране.
Как устроена система бесконтактной оплаты?
Стационарные валидаторы устанавливаются на поручни входной двери пассажирского салона. Регламентировано даже расстояние от пола: четко 1,2 метра. В кабине водителя для валидаторов устанавливают источник питания, от него кабели прокладываются через пассажирский салон по крыше под обшивкой потолка, далее спускаются внутри каждого поручня и подключаются к валидатору. Через роутер стационарный валидатор в кабине и терминалы на поручнях настраиваются так, чтобы было обеспечено стабильное подключение к сети Интернет и АСУОП (Автоматизированная система учета оплаты проезда) Волгограда. Также система бескондукторной оплаты проезда пассажиров должна обеспечивать взаимодействие с системой учета оплаты проезда на муниципальных маршрутах г. Волгограда, разработанной ООО «Удобный маршрут».
Цена вопроса и кто платит
Несмотря на компактность и ограниченный набор функций, валидатор — удовольствие недешевое. Возможность для массового внедрения валидаторов на волгоградском транспорте появилась благодаря участию в нацпроекте по обновлению этого самого транспорта. До этого перевозчики предпочитали использовать кондукторов или оплату через водителя. Последнее особенно замедляло работу транспорта на линии.Интересно сложилось, но установка системы бесконтактной оплаты проезда — не всегда задача компании-перевозчика. Во всяком случае, при масштабных закупках автобусов за счет бюдежтных средств в контрактах наличие установленных терминалов не всегда было обязательным требованием к поставляемому транспорту. К примеру, троллейбусы дооборудовали уже после поставки, а «Волгабасы» поставляют уже с установленными терминалами. «Метроэлектротранс» дооборудует транспорт терминалами за свой счет.
В марте 2022 года более 200 терминалов бескондукторной оплаты в троллейбусах МУП «Метроэлектротранс» за 10 млн рублей с поставила и установила компания из Москвы АО «Пи Джи групп» с уставным капиталом в 3 млн рублей. По мере дальнейшего обновления транспорта появлялись и новые контракты.
Помимо собственно закупки оборудования для бесконтактной системы оплаты (роутеры, валидаторы, терминалы и прочее), оборудование требуется настроить, а впоследствии регулярно обслуживать. Порядок цен на эти услуги можно понять из некоторых закупок.
К примеру, в июне 2023 года МУП «Метроэлектротранс» за оказание услуг по установке и пуско-наладке системы бескондукторной оплаты проезда пассажиров на 20 единицах транспорта готово было заплатить 918 079,80 рублей. Впоследствии допсоглашением с исполнителем стоимость работ снизили до 724 900 рублей.
Таким образом, оснащение бесконтактной системой оплаты одного транспортного средства в Волгограде обходится в пределах от 36,2 тысячи рублей до 45,9 тысячи. В битву за недешевый бюджетный контракт включились всего две фирмы, причем фирма с более дешевым предложением выпала из соревнования и была не допущена к торгам.
В итоге исполнителем контракта стало ООО «Глонасс-трейд». Оказалось, что биться в таких закупках есть за что. В документах подробно прописано, из чего складывается цена услуги. Максимальный вес отведен услугам пуско-наладки, на втором месте стоимость монтируемых по транспортному средству кабелей, и лишь затем следует роутер.
Причем роутер, который в рамках муниципальной закупки стоит 7120 рублей,в розничной продаже на маркетплейсах стоит в полтора раза дешевле.
Правда, эта закупка показывает лишь малую толику пирога заработка на безбилетной системе оплаты. Основная масса нового транспорта в Волгоград и многие другие регионы страны поставляется с уже установленными валидаторами.
Как это работает?
Простые расчеты показывают, что для перевозчика разовая оплата бесконтактной системы оплаты гораздо выгоднее, чем ежемесячно начислять зарплату кондукторам. Терминалы не ходят в декрет, не болеют и не скандалят с пассажирами. Но, как выяснилось, тоже дают сбои и требуют систематической донастройки.С лета 2023 года, когда транспорт Волгограда начал активно оснащаться терминалами бескондукторной оплаты, в редакцию участились обращения о том, что терминалы не проводят оплату за проезд с банковских карт, из-за чего приниципиальные пассажиры оказывались после контроля высаженными из автобуса, а некоторые были вынуждены дважды оплачивать проезд. Вскоре эта проблема стала массовой и актуальной не только для Волгограда. В банковский стоп-лист карты попадали из-за затяжного процесса списания. На момент прикладывания карты к терминалу деньги на карте по факту есть, терминал выдает сигнал «Оплачено», но позже сумма на счету становится недостаточной, и в этот момент происходит непосредственное списание платы за проезд. Разработчики считают это одним из самых распространенных багов системы и уже научились ее решать. В Волгограде исправлять ситуацию не спешат.
Питерский след в терминальной истории
Оказалась, что эта ситуация не является уникальной и повторяется во многих городах, где массово закупали автобусы «Волгабас». К примеру, в Ярославле пассажиры тоже столкнулись с систематическими сбоями в работе терминалов.В Ярославле на 40 маршрутах работает «Первая пассажирская компания». Она же «ПитерАвто». Компания хорошо знакома волгоградцам, как и ее владелец Леонид Бондаренко.
В городе-герое империи Леонида Бондаренко принадлежит тот самый ООО «Волгоградский автобусный парк», что регулярно пополняется волгабасами. По данным Интерфакс, Бондаренко является одинм из конечных бенефициаров структур «Волгабас».
Как оказалось, проблема с волгабасовскими терминалами возникла и в Астрахани. Причем там дошло до того, что систему оплаты в «Волгабасах» обновили за бюджетный счет.
Карты тоже в деле (доле)
В Волгогограде питерский бизнес участвует не только в производстве автобусов и оснащении их терминалами бесконтактной оплаты. Бенефициаром крестового похода против кондукторов в Волгограде является ООО «Сити транспорт Групп-Поволжье», оператор по обслуживанию транспортной карты «Волна».Через ряд лиц компания связана с холдингом «Питеравто». Результатом работы ООО «Сити транспорт Групп-Поволжье» за 2022 год стала прибыль в размере 52,3 млн руб. Это на 5,5% больше, чем в 2021 году. ФИнансовые результаты за 2023 год пока неизвестны, но очевидно, что компания внакладе не останется. В городе сделано все возможное, чтобы систему оплаты проезда перевести в бесконтактное и карточное русло, из которого ручеек прибыли устремляется ув карманы питерского бизнеса.
Чем еще запомнилась в регионах страны работа сделанных волгоградским предприятием заводов, мы подробно разбирали ранее.
Елена Абдулина
Новости на Блoкнoт-Волгоград